top
 
 
 
Осмысление паллиативной помощи в контексте духовного и социального служения Церкви

Осуществляя Свою спасительную миссию, Церковь направляет усилия к тому, что бы утверждать и отстаивать в обществе христианские ценности в их практическом воплощении.

Прежде всего, это относится к сферам человеческой деятельности, которые непосредственно соприкасаются с тем, что является наиболее важным и значимым для человека: его жизнью, смертью, спасением души.

Одной из таких сфер является сфера медицины и охраны здоровья, попечение о человеке в его болезни, страдании и немощи.

К сожалению, приходиться констатировать, что именно здесь, в этой сфере в последнее время все явственней стали обнаруживаться существенные мировоззренческие и ценностные расхождения современного секуляризированного общества и православной традиции.

В частности они обнаруживаются тогда, когда речь идет о практическом применении достижений современной медицины и медико-биологической науки, о новых подходах и технологиях лечения болезней и оказания помощи больным. Многие предлагаемые подходы оказались противоречивыми и неоднозначными не только с христианской, но и с общечеловеческой точки зрения. Примером могут служить дискуссии относительно искусственного продления жизни, эвтаназии, вмешательства в геном человека, использования эмбриональных тканей, стволовых клеток, прочее.

К дискуссионной, с современных позиций, можно отнести  также и проблему оказания помощи людям, болезни которых не поддаются лечению и носят прогрессирующий характер, а срок жизни в силу болезни становится ограниченным и предсказуемым по существующим в медицине критериям.

Данная проблематика, как никакая другая обнажила и заставила обратиться к тем вопросам, которые, казалось бы, являются очевидными, а именно: о смысле медицины, ее ценностях, о целях и содержании помощи больному человеку и тогда когда он может быть излечен, и тогда, когда медицина не в силах сохранить ему жизнь.

В этой связи, и это не случайно, предлагаемые в настоящее время подходы в оказании помощи неизлечимым больным, такие как концепция паллиативной помощи и хосписов, а также опыт их практической реализации вызвали неоднозначную реакцию в медицинском сообществе, экспертной среде и обществе в целом.

В тоже время совершенно ясно, что данная проблема требует и единомысленного понимания и взаимодополняющего синергичного сотрудничества Церкви и общества, которое является здесь столь необходимым и востребованным.

В этой связи был разработан и предложен к рассмотрению проект концепции Украинской Православной Церкви относительно развития паллиативной помощи в Украине, утвержденный Священным Синодом Украинкой православной Церкви (журнал № 5 от 25 марта 2009 года).

Ниже, в соответствии с содержанием этого документа, мы попробуем обозначить и отчасти проанализировать те области, в которых с нашей точки зрения сосредоточены основополагающие проблемы, возникающие в связи с оказанием помощи неизлечимым больным людям, а также наметить пути возможного участия Церкви в их решении.

 1. Осмысление ценностей и целей медицины в контексте помощи неизлечимым больным

Одной из проблем дискуссионного характера, касающихся помощи неизлечимым больным, является определение того места, которое занимает эта помощь в медицинской практике, в ее соотнесенности со стратегическими целями и базовыми ценностями современной медицины.

Если стать на ту точку зрения, а она является общепринятой, что основной главенствующей целью медицины является освобождение человека от болезни и немощи, достижение здоровья, как состояния полного физического, социального и психологического благополучия, а также максимально возможное качество жизни, то возникает вопрос: в каком отношении к этой цели находятся  усилия медицины по оказанию помощи неизлечимо больным умирающим людям?

Декларируемая выше цель здоровья и благополучия оказывается в данном случае неприемлемой. Это обстоятельство порождает определенное противоречие, приводящее к возникновению, как бы двух медицин, конечные ценности и цели которых становятся отличными друг от друга, а значит, как следствие становятся отличными и их средства, и методы, и подходы.

Итогом этой дихотомии оказывается не только разделение медицины на курабельную – излечивающую и паллиативную – поддерживающую, но и сепарация их целевых групп. Возникает разделение больных по прогнозу развития их заболевания в ходе, которого появляется социально-медицинская категория паллиативных больных, оказывающаяся, по сути, в оппозиции к специализированному лечению. Следующим этапом может становиться стигматизация таких больных в обществе и их социальная и психологическая отчужденность.

Вместе с этим под угрозой оказывается и целостность смыслового поля медицинской практики, единство целеполагания и мотивации врача в его практической деятельности и процессе профессионального становления. 

Преодоление указанного противоречия и его далеко идущих последствий может осуществляться путем рецепции медициной в качестве главенствующих таких ценностей и целей, по отношению к которым  ценности здоровья, благополучия и качества жизни становятся соподчиненными и не вступающими в конфликт с реальным опытом и задачами.

Таковыми по нашему убеждению являются христианские ценности, обращенные к Богом данному смыслу и предназначению человека, вечности его жизни, любви, милосердия и сострадания ближнему.

Для того чтобы стать на эту точку зрения необходимо обратиться к предмету медицины,  тому явлению, с которым она призвана вести борьбу – к болезни.

Общепринятое научное понимание болезни, зафиксированное в ее современных определениях отражает, как правило, ее функциональную, физиологическую и причинно обусловленную стороны. Так, болезнь рассматривается как «процесс превращения нормального состояния в патологическое» (1), или как физиологическое явление имеющего также и социальные следствия: «нарушение нормальной жизнедеятельности человеческого организма, обусловленное функциональными и морфологическими изменениями, иногда под воздействием соц. факторов (напр., профессиональные болезни); вызывает, как правило, нарушение социального функционирования человека, изменение его образа жизни» (2).

Вместе с тем совершенно очевидным является то, что болезнь не может быть понята вне того действия, которое она производит в человеке, над человеком. Это действие есть – физическое и духовное закрепощение человека.

Согласно святоотеческому учению болезнь является следствием родового повреждения человеческой природы и одновременно манифестацией этого повреждения. В этом смысле в причинном отношении болезнь есть зло, как следствие и порождение зла. Вместе с этим она не может быть преодолена усилиями человека, так как коренится в самой его поврежденной грехом природе.

Болезнь, как и грех, порабощает и может поработить человека (если болезнь допустить, или предоставить ей свободное развитие). Болезнь изменяет целеполагания человека, его духовное и душевное расположение, мысли, чувства, намерения, отношение к окружающему миру.  Болезнь как бы препятствует человеку быть тем, кто он есть, противодействует его субъектности, но также и направлена против становления и развития человека как личности, как целостной духовно-телесной сущности, препятствует человеку стать тем, кем он может и должен стать. Поскольку «тело, свободное от порабощения греховным страстям и их следствию – болезням, должно служить душе, а душевные силы и способности, преображаясь благодатью Святого Духа, устремляться к конечной цели и предназначению человека – обожению» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви).

Из такого понимания сущности болезни проистекает и отношение к ней, а именно –  противодействие, противостояние, как злу, как рабству поврежденной грехом природы:   

 «Противостояние болезни – это борьба за смысл существования человека, за его личность, за его возможность сосредотачивать свои духовные силы и направлять их на пользу своей души» (Концепция Украинской Православной Церкви относительно развития паллиативной помощи в Украине).

В тоже время в этом противостоянии, в борьбе с недугом могут раскрываться и развиваться и сами духовные силы человека, как в некоем упражнении или испытании данном человеку, в котором могут приобретаться духовные плоды, может совершаться дело спасения. И в этом заключается промыслительная с точки зрения спасения человека сущность болезни.

Отсюда следует, казалось бы, парадоксальный с позиций современной медицины, но единственно возможный в смысловом отношении вывод: не здоровье и благополучие является целью усилий человека  в борьбе с болезнью (а значит и медицины, как средства этой борьбы), а духовно-осмысленный труд противостояния недугу на благо души человека, за его внутреннее духовное преображение, за возможность раскрытия им своего предназначения и смысла жизни

Борьба с болезнью есть борьба не просто за здоровье человека, что далеко не всегда оказывается возможным, но за самого человека, за смысл его существования.

Исцеление, которого ищет человек, обращаясь за помощью к медицине – это возвращение человека к смыслу и цели его жизни, к возможности осуществления им своего жизненного предназначения, возможности своего духовного преображения. Вместе с тем, здоровье, как состояние свободное от болезни становиться для человека лишь средством, которое должно направляться и употребляться для его духовной пользы, а не стяжания материальных благ или достижения максимально возможного качества жизни.

Такое понимание сущности болезни и отношения к ней, преодолевает то противоречие, которое неизбежно возникает между декларируемыми медициной целями и ее реальными возможностями, если приписывать медицине в качестве основополагающей конечной цели достижение здоровья и благополучия, как самодостаточных ценностей.

Вместе с этим, предложенный подход усматривает органическое смысловое единство курабельных и паллиативных методов лечения, как направленных к общей конечной цели, а также допускает возможность следующих принципиальных выводов:

1) как мотивация, так и целеполагание врачебной деятельности не оказываются в зависимость от прогноза течения болезни пациента и остаются неизменными при оказании помощи, как излечимому, так и неизлечимо больному умирающему пациенту;

2) характер взаимоотношений врача и пациента, а также иного персонала в процессе оказания помощи должен носить характер сотрудничества, соработничества во благо общей одинаково понимаемой цели, должен быть духовно осмысленным и осознанным: и больной и врач осознают в чем заключается их труд и попечение, для чего и зачем больному человеку требуется выздоровление или предоставленная временная возможность жизненной свободы;

3) больной человек должен знать и понимать состояние своего здоровья, или характер течения болезни, осознавать ответственность за данную ему жизнь.

Отстаивание и общественное восприятие, изложенного выше подхода в осмыслении сущности здоровья и болезни, а также следующих из него выводов может стать важным шагом в решении мировоззренческих и ценностных проблем оказания  помощи неизлечимо больным, а также одним из аспектов участия и роли Церкви в данной области.

2.  Смысл паллиативной помощи

Если понимать под паллиативной помощью помощь неизлечимо больному человеку направленную на поддержание жизни человека, лечение боли и иных сопутствующих его состоянию негативных симптомов болезни, то, как следует из вышеизложенного, она должна быть сопряжена также и с оказанием больному духовной помощи по поддержанию в нем смысла его жизни.

В этом последнем, по сути, и содержится основной смысловой тон паллиативной помощи, как комплексной системы медицинских, духовных, социальных и психологических мероприятий, призванных облегчить страдание человека и содействовать как можно более полноценному в духовном отношении завершению его жизненного пути.

Опыт показывает, что страдание и тяготы, испытываемые умирающим человеком, как правило, лежат в духовной плоскости и связаны с духовными и душевными переживаниями. Об этом свидетельствует и тот факт, что люди, имеющие стойкие  религиозные убеждения и опыт духовной жизни, значительно легче переносят боль и страдание чем прочие больные. Православное сознание видит в страдании возможность приобщиться к страданиям Спасителя, освятившего на Кресте все страдание человечества и принесшего ему избавление от вечного страдания и смерти.

Святоотеческое вероучение, рассматривая человека, как целостное духовно-телесное единство, объясняет тем самым и взаимообусловленную связь духовных, физических и эмоциональных страданий человека. На пороге смерти эти страдания, внешне обусловленные в причинном отношении поразившей человека болезнью, также имеют и характер симптомов приближающейся смерти: предчувствие разлучение души и тела, ожидание встречи с Богом и последующего суда. В этом отношении страдание, испытываемое человеком, говорит об открытости его духовных ран, а значит, требует, духовного врачевания и возможности его осуществления, в том числе и посредством  их физического облегчения.

Облегчение предсмертных страданий становится, таким образом, центральным аспектом паллиативной помощи, напрямую связанным с духовной поддержкой и опекой.

Здесь принципиально важным является понимание человеком смысла своих страданий, смысла жизни на пороге смерти. Зная, зачем и для чего он страдает, человек тем самым облегчает и само страдание. В тоже время тяжесть и невыносимость физических страданий, испытываемых некоторыми больными, непонимание и отрицание ими их смысла, усугубляют страдания и заставляют больного усомниться и в самом смысле продолжения своей жизни.

Именно поэтому, сущностным аспектом помощи неизлечимо больному человеку, ее главным содержанием является духовная помощь и окормление больного, раскрытие им смысла и предназначения своей жизни, духовного содержания своей личности, приготовление к уходу из жизни в мире и достоинстве.

 3. Участие Церкви в организации и оказании помощи неизлечимым больным

Участие Церкви в оказании помощи неизлечимым больным заключается, прежде всего, в духовно-пастырской помощи таким больным, их духовном окормлении, приобщении больных благодатным и спасительным Таинствам Церкви.

Вместе с этим, попечение о таких больных может и должно рассматриваться также и в аспекте социального служения Церкви, служения, направленного на духовное развитие и преображение человека и общества. Этот процесс оказывается невозможным без воспитания и укоренения в человеке таких добродетелей и свойств как любовь, смирение, долготерпение, милосердие, сострадания ближнему.

Очевидно, что только на практике, в личном опыте служения и сострадания, совершаемого по образцу, данному нам Спасителем, человек может осознать и прочувствовать в какой степени он смог приобщиться и усвоить в себе эти добродетели.

Организовывая или принимая участие в организации помощи неизлечимо больным и в уходе за ними, Церковь не только сострадает и помогает больному человеку, но и предоставляет возможность своим чадам послужить ближнему. Само наличие подобных организаций и форм работы уже само по себе может оказывать положительное влияние на духовно-нравственную атмосферу в обществе и содействовать воспитанию и формированию человека и всего общества.

Этому могут служить также следующие основные направления и формы церковной работы, а именно:

1.    церковная богослужебная и внебогослужебная проповедь;

2.    духовно-просветительская работа в воскресных школах, средствах массовой информации, светских и духовных учебных заведениях, лечебных учреждениях;

3.    личный пример служения пастырей Церкви, организация благотворительной помощи неизлечимым больным, привлечение верующих к уходу за больными и оказанию другой посильной помощи, организация волонтерских служб и сестричеств  милосердия, благотворительных организаций по оказанию помощи неизлечимым умирающим больным;

4.    образовательная подготовка духовных пастырей в вопросах современных форм организации медицинской и социальной помощи, в том числе помощи неизлечимым умирающим больным, ознакомление их с современными приемами социальной работы и психологической помощи;

5.    участие в организации курсов по подготовке патронажных сестер, социальных работников;

6.    разработка и проведение ознакомительных курсов для работников учреждений здравоохранения и социальных служб по вопросам духовной помощи больным и умирающим;

7.    участие служителей церкви в работе функциональных подразделений, служб и групп по оказанию паллиативной помощи;

8.    участие духовенства и представителей Церкви в попечительских и наблюдательных советах учреждений, служб и подразделений паллиативной помощи, медицинских и социальных учреждений оказывающих эту помощь, этических комитетах, в работе общественных и государственных органов.

 

Обладая огромным духовным и историческим опытом служения ближнему, Церковь вместе с тем может являть и образцы тех форм,  в которых этот опыт может быть закреплен, и в которых он может оказывать благотворное влияние на развитие нравственных и духовных начал в жизни общества.


Архидиакон Сергий Косовский

Председатель Синодального отдела по благотворительности и социальному служению Украинской Православной Церкви, проректор КДАиС,

кандидат богословия


Труды Киевской Духовной Академии. – 2009. – № 10. – С. 402 410.


 

1.Словарь физиологических терминов под ред. акад.О.Г. Газенко. «Наука», М., 1987. с.60

2. Социологический энциклопедический словарь под ред. акад. РАН Г.В.Осипова. Норма, М.,2000. с.32