Осмысление паллиативной помощи в контексте духовного и социального служения Церкви |
Прежде всего, это относится к сферам человеческой деятельности, которые непосредственно соприкасаются с тем, что является наиболее важным и значимым для человека: его жизнью, смертью, спасением души. Одной из таких сфер является сфера медицины и охраны здоровья, попечение о человеке в его болезни, страдании и немощи. К сожалению, приходиться констатировать, что именно здесь, в этой сфере в последнее время все явственней стали обнаруживаться существенные мировоззренческие и ценностные расхождения современного секуляризированного общества и православной традиции. В частности они обнаруживаются тогда, когда речь идет о практическом применении достижений современной медицины и медико-биологической науки, о новых подходах и технологиях лечения болезней и оказания помощи больным. Многие предлагаемые подходы оказались противоречивыми и неоднозначными не только с христианской, но и с общечеловеческой точки зрения. Примером могут служить дискуссии относительно искусственного продления жизни, эвтаназии, вмешательства в геном человека, использования эмбриональных тканей, стволовых клеток, прочее. К дискуссионной, с современных позиций, можно отнести также и проблему оказания помощи людям, болезни которых не поддаются лечению и носят прогрессирующий характер, а срок жизни в силу болезни становится ограниченным и предсказуемым по существующим в медицине критериям. Данная проблематика, как никакая другая обнажила и заставила обратиться к тем вопросам, которые, казалось бы, являются очевидными, а именно: о смысле медицины, ее ценностях, о целях и содержании помощи больному человеку и тогда когда он может быть излечен, и тогда, когда медицина не в силах сохранить ему жизнь. В этой связи, и это не случайно, предлагаемые в настоящее время подходы в оказании помощи неизлечимым больным, такие как концепция паллиативной помощи и хосписов, а также опыт их практической реализации вызвали неоднозначную реакцию в медицинском сообществе, экспертной среде и обществе в целом. В тоже время совершенно ясно, что данная проблема требует и единомысленного понимания и взаимодополняющего синергичного сотрудничества Церкви и общества, которое является здесь столь необходимым и востребованным. В этой связи был разработан и предложен к рассмотрению проект концепции Украинской Православной Церкви относительно развития паллиативной помощи в Украине, утвержденный Священным Синодом Украинкой православной Церкви (журнал № 5 от 25 марта 2009 года). Ниже, в соответствии с содержанием этого документа, мы попробуем обозначить и отчасти проанализировать те области, в которых с нашей точки зрения сосредоточены основополагающие проблемы, возникающие в связи с оказанием помощи неизлечимым больным людям, а также наметить пути возможного участия Церкви в их решении. Одной из проблем дискуссионного характера, касающихся помощи неизлечимым больным, является определение того места, которое занимает эта помощь в медицинской практике, в ее соотнесенности со стратегическими целями и базовыми ценностями современной медицины. Если стать на ту точку зрения, а она является общепринятой, что основной главенствующей целью медицины является освобождение человека от болезни и немощи, достижение здоровья, как состояния полного физического, социального и психологического благополучия, а также максимально возможное качество жизни, то возникает вопрос: в каком отношении к этой цели находятся усилия медицины по оказанию помощи неизлечимо больным умирающим людям? Декларируемая выше цель здоровья и благополучия оказывается в данном случае неприемлемой. Это обстоятельство порождает определенное противоречие, приводящее к возникновению, как бы двух медицин, конечные ценности и цели которых становятся отличными друг от друга, а значит, как следствие становятся отличными и их средства, и методы, и подходы. Итогом этой дихотомии оказывается не только разделение медицины на курабельную – излечивающую и паллиативную – поддерживающую, но и сепарация их целевых групп. Возникает разделение больных по прогнозу развития их заболевания в ходе, которого появляется социально-медицинская категория паллиативных больных, оказывающаяся, по сути, в оппозиции к специализированному лечению. Следующим этапом может становиться стигматизация таких больных в обществе и их социальная и психологическая отчужденность. Вместе с этим под угрозой оказывается и целостность смыслового поля медицинской практики, единство целеполагания и мотивации врача в его практической деятельности и процессе профессионального становления. Преодоление указанного противоречия и его далеко идущих последствий может осуществляться путем рецепции медициной в качестве главенствующих таких ценностей и целей, по отношению к которым ценности здоровья, благополучия и качества жизни становятся соподчиненными и не вступающими в конфликт с реальным опытом и задачами. Таковыми по нашему убеждению являются христианские ценности, обращенные к Богом данному смыслу и предназначению человека, вечности его жизни, любви, милосердия и сострадания ближнему. Для того чтобы стать на эту точку зрения необходимо обратиться к предмету медицины, тому явлению, с которым она призвана вести борьбу – к болезни. Общепринятое научное понимание болезни, зафиксированное в ее современных определениях отражает, как правило, ее функциональную, физиологическую и причинно обусловленную стороны. Так, болезнь рассматривается как «процесс превращения нормального состояния в патологическое» (1), или как физиологическое явление имеющего также и социальные следствия: «нарушение нормальной жизнедеятельности человеческого организма, обусловленное функциональными и морфологическими изменениями, иногда под воздействием соц. факторов (напр., профессиональные болезни); вызывает, как правило, нарушение социального функционирования человека, изменение его образа жизни» (2). Вместе с тем совершенно очевидным является то, что болезнь не может быть понята вне того действия, которое она производит в человеке, над человеком. Это действие есть – физическое и духовное закрепощение человека. Согласно святоотеческому учению болезнь является следствием родового повреждения человеческой природы и одновременно манифестацией этого повреждения. В этом смысле в причинном отношении болезнь есть зло, как следствие и порождение зла. Вместе с этим она не может быть преодолена усилиями человека, так как коренится в самой его поврежденной грехом природе. Болезнь, как и грех, порабощает и может поработить человека (если болезнь допустить, или предоставить ей свободное развитие). Болезнь изменяет целеполагания человека, его духовное и душевное расположение, мысли, чувства, намерения, отношение к окружающему миру. Болезнь как бы препятствует человеку быть тем, кто он есть, противодействует его субъектности, но также и направлена против становления и развития человека как личности, как целостной духовно-телесной сущности, препятствует человеку стать тем, кем он может и должен стать. Поскольку «тело, свободное от порабощения греховным страстям и их следствию – болезням, должно служить душе, а душевные силы и способности, преображаясь благодатью Святого Духа, устремляться к конечной цели и предназначению человека – обожению» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви). Из такого понимания сущности болезни проистекает и отношение к ней, а именно – противодействие, противостояние, как злу, как рабству поврежденной грехом природы: «Противостояние болезни – это борьба за смысл существования человека, за его личность, за его возможность сосредотачивать свои духовные силы и направлять их на пользу своей души» (Концепция Украинской Православной Церкви относительно развития паллиативной помощи в Украине). В тоже время в этом противостоянии, в борьбе с недугом могут раскрываться и развиваться и сами духовные силы человека, как в некоем упражнении или испытании данном человеку, в котором могут приобретаться духовные плоды, может совершаться дело спасения. И в этом заключается промыслительная с точки зрения спасения человека сущность болезни. Отсюда следует, казалось бы, парадоксальный с позиций современной медицины, но единственно возможный в смысловом отношении вывод: не здоровье и благополучие является целью усилий человека в борьбе с болезнью (а значит и медицины, как средства этой борьбы), а духовно-осмысленный труд противостояния недугу на благо души человека, за его внутреннее духовное преображение, за возможность раскрытия им своего предназначения и смысла жизни. Борьба с болезнью есть борьба не просто за здоровье человека, что далеко не всегда оказывается возможным, но за самого человека, за смысл его существования. Исцеление, которого ищет человек, обращаясь за помощью к медицине – это возвращение человека к смыслу и цели его жизни, к возможности осуществления им своего жизненного предназначения, возможности своего духовного преображения. Вместе с тем, здоровье, как состояние свободное от болезни становиться для человека лишь средством, которое должно направляться и употребляться для его духовной пользы, а не стяжания материальных благ или достижения максимально возможного качества жизни. Такое понимание сущности болезни и отношения к ней, преодолевает то противоречие, которое неизбежно возникает между декларируемыми медициной целями и ее реальными возможностями, если приписывать медицине в качестве основополагающей конечной цели достижение здоровья и благополучия, как самодостаточных ценностей. Вместе с этим, предложенный подход усматривает органическое смысловое единство курабельных и паллиативных методов лечения, как направленных к общей конечной цели, а также допускает возможность следующих принципиальных выводов: 1) как мотивация, так и целеполагание врачебной деятельности не оказываются в зависимость от прогноза течения болезни пациента и остаются неизменными при оказании помощи, как излечимому, так и неизлечимо больному умирающему пациенту; 2) характер взаимоотношений врача и пациента, а также иного персонала в процессе оказания помощи должен носить характер сотрудничества, соработничества во благо общей одинаково понимаемой цели, должен быть духовно осмысленным и осознанным: и больной и врач осознают в чем заключается их труд и попечение, для чего и зачем больному человеку требуется выздоровление или предоставленная временная возможность жизненной свободы; 3) больной человек должен знать и понимать состояние своего здоровья, или характер течения болезни, осознавать ответственность за данную ему жизнь. Отстаивание и общественное восприятие, изложенного выше подхода в осмыслении сущности здоровья и болезни, а также следующих из него выводов может стать важным шагом в решении мировоззренческих и ценностных проблем оказания помощи неизлечимо больным, а также одним из аспектов участия и роли Церкви в данной области. 2. Смысл паллиативной помощи Если понимать под паллиативной помощью помощь неизлечимо больному человеку направленную на поддержание жизни человека, лечение боли и иных сопутствующих его состоянию негативных симптомов болезни, то, как следует из вышеизложенного, она должна быть сопряжена также и с оказанием больному духовной помощи по поддержанию в нем смысла его жизни. В этом последнем, по сути, и содержится основной смысловой тон паллиативной помощи, как комплексной системы медицинских, духовных, социальных и психологических мероприятий, призванных облегчить страдание человека и содействовать как можно более полноценному в духовном отношении завершению его жизненного пути. Опыт показывает, что страдание и тяготы, испытываемые умирающим человеком, как правило, лежат в духовной плоскости и связаны с духовными и душевными переживаниями. Об этом свидетельствует и тот факт, что люди, имеющие стойкие религиозные убеждения и опыт духовной жизни, значительно легче переносят боль и страдание чем прочие больные. Православное сознание видит в страдании возможность приобщиться к страданиям Спасителя, освятившего на Кресте все страдание человечества и принесшего ему избавление от вечного страдания и смерти. Святоотеческое вероучение, рассматривая человека, как целостное духовно-телесное единство, объясняет тем самым и взаимообусловленную связь духовных, физических и эмоциональных страданий человека. На пороге смерти эти страдания, внешне обусловленные в причинном отношении поразившей человека болезнью, также имеют и характер симптомов приближающейся смерти: предчувствие разлучение души и тела, ожидание встречи с Богом и последующего суда. В этом отношении страдание, испытываемое человеком, говорит об открытости его духовных ран, а значит, требует, духовного врачевания и возможности его осуществления, в том числе и посредством их физического облегчения. Облегчение предсмертных страданий становится, таким образом, центральным аспектом паллиативной помощи, напрямую связанным с духовной поддержкой и опекой. Здесь принципиально важным является понимание человеком смысла своих страданий, смысла жизни на пороге смерти. Зная, зачем и для чего он страдает, человек тем самым облегчает и само страдание. В тоже время тяжесть и невыносимость физических страданий, испытываемых некоторыми больными, непонимание и отрицание ими их смысла, усугубляют страдания и заставляют больного усомниться и в самом смысле продолжения своей жизни. Именно поэтому, сущностным аспектом помощи неизлечимо больному человеку, ее главным содержанием является духовная помощь и окормление больного, раскрытие им смысла и предназначения своей жизни, духовного содержания своей личности, приготовление к уходу из жизни в мире и достоинстве. Участие Церкви в оказании помощи неизлечимым больным заключается, прежде всего, в духовно-пастырской помощи таким больным, их духовном окормлении, приобщении больных благодатным и спасительным Таинствам Церкви. Вместе с этим, попечение о таких больных может и должно рассматриваться также и в аспекте социального служения Церкви, служения, направленного на духовное развитие и преображение человека и общества. Этот процесс оказывается невозможным без воспитания и укоренения в человеке таких добродетелей и свойств как любовь, смирение, долготерпение, милосердие, сострадания ближнему. Очевидно, что только на практике, в личном опыте служения и сострадания, совершаемого по образцу, данному нам Спасителем, человек может осознать и прочувствовать в какой степени он смог приобщиться и усвоить в себе эти добродетели. Организовывая или принимая участие в организации помощи неизлечимо больным и в уходе за ними, Церковь не только сострадает и помогает больному человеку, но и предоставляет возможность своим чадам послужить ближнему. Само наличие подобных организаций и форм работы уже само по себе может оказывать положительное влияние на духовно-нравственную атмосферу в обществе и содействовать воспитанию и формированию человека и всего общества. Этому могут служить также следующие основные направления и формы церковной работы, а именно: 1. церковная богослужебная и внебогослужебная проповедь; 2. духовно-просветительская работа в воскресных школах, средствах массовой информации, светских и духовных учебных заведениях, лечебных учреждениях; 3. личный пример служения пастырей Церкви, организация благотворительной помощи неизлечимым больным, привлечение верующих к уходу за больными и оказанию другой посильной помощи, организация волонтерских служб и сестричеств милосердия, благотворительных организаций по оказанию помощи неизлечимым умирающим больным; 4. образовательная подготовка духовных пастырей в вопросах современных форм организации медицинской и социальной помощи, в том числе помощи неизлечимым умирающим больным, ознакомление их с современными приемами социальной работы и психологической помощи; 5. участие в организации курсов по подготовке патронажных сестер, социальных работников; 6. разработка и проведение ознакомительных курсов для работников учреждений здравоохранения и социальных служб по вопросам духовной помощи больным и умирающим; 7. участие служителей церкви в работе функциональных подразделений, служб и групп по оказанию паллиативной помощи; 8. участие духовенства и представителей Церкви в попечительских и наблюдательных советах учреждений, служб и подразделений паллиативной помощи, медицинских и социальных учреждений оказывающих эту помощь, этических комитетах, в работе общественных и государственных органов. Обладая огромным духовным и историческим опытом служения ближнему, Церковь вместе с тем может являть и образцы тех форм, в которых этот опыт может быть закреплен, и в которых он может оказывать благотворное влияние на развитие нравственных и духовных начал в жизни общества.
Архидиакон Сергий Косовский Председатель Синодального отдела по благотворительности и социальному служению Украинской Православной Церкви, проректор КДАиС, кандидат богословия
1.Словарь физиологических терминов под ред. акад.О.Г. Газенко. «Наука», М., 1987. с.60 2. Социологический энциклопедический словарь под ред. акад. РАН Г.В.Осипова. Норма, М.,2000. с.32
|