top
 
 
 
Митрополит Митрофан: Как вести себя во время эпидемии христианину
Середа, 25 березня 2020, 14:42

2020 03 25 mitr MitrofanВ Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, и день памяти сорока святых мучеников Севастийских митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил литургию в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. После евангельского чтения он обратился к собравшимся с архипастырским словом.

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Мы будем видеть Крест в центре храма в этот воскресный день и всю неделю. И как хорошо и спокойно находиться под его сенью, несмотря на те бури, которые бушуют сегодня! Самый сильный ветер, которого боятся все и о котором все сегодня говорят — это инфекция, которая распространилась по миру и совершенно поменяла жизнь государства и общества. Это влияет и на жизнь церковной общины.

Впервые ли это произошло с людьми или такое уже когда-то было? История отвечает нам: да, такое было. Эпидемии происходили. Они были в истории человечества не один раз, люди от этого страдали. Умирали целые города и государства. Это и чума, и оспа, и сибирская язва, и холера, и грипп. И человечество за свою историю накопило опыт противостояния этим эпидемиям, многие из которых, благодаря этому опыту, благодаря трудам ученых и медиков, уже остались лишь в учебниках, и мы о них только вспоминаем как об историческом факте. Новая эпидемия тоже когда-нибудь войдёт в историю. Но пока ещё не нашли лекарства, этот вирус вызывает у людей, особенно старшего возраста, тяжёлые осложнения.

Люди сегодня по-разному реагируют на новую реальность. Кто-то находится в постоянной тревоге и страхе, бесконечно читая новости о том, сколько людей заразилось, как тяжело страдают те, кто болеет, сколько умерло. Эти новости зачастую бывают недостоверными, и люди не только сами читают всякие фейки, но и распространяют их среди других людей, усиливая и свою собственную тревогу, и тревогу окружающих.

Есть и другой способ поведения — полное отрицание реальности. Он, скорее всего, связан с тем, что человек, ощущая своё бессилие и неспособность как-то противостоять этому явлению, отрицанием защищает свою психику. Говорят, что никакого вируса нет, что всё это придумали бизнесмены и фармацевтические компании для того, чтобы решить политические и финансовые вопросы.

И первые, и вторые таким восприятием и таким поведением искажают реальность. Но есть третья группа людей, которые, оглядываясь на тот опыт, который уже есть у человечества, понимают реальную опасность, которую представляет эта инфекция, и стараются максимально обезопасить и себя, и своих родных и близких от её влияния, при этом не позволяя себе погрузиться в панику, которая не помогают, а мешает в такой ситуации.

Эти модели поведения находятся не только за оградой церковной, они перебираются и в церковную общину. Верующие люди сегодня, к сожалению, разделились. Разделились на тех, кто находится в панике, кто говорит, что это уже чуть ли не конец света и Второе пришествие, всё пропало, нужно сидеть дома и не выходить на улицу — и на тех, кто осуждает все разумные меры предосторожности, которые необходимо предпринимать в сложившейся ситуации. Это разделение само по себе уже стало нашим минусом и не помогает нам, а только мешает жить и находить правильные решения.

Я постараюсь ответить именно на те вопросы, которые есть в среде людей церковных, или хотя бы предложить какие-то размышления. Повторять те правила, которые озвучила Всемирная организация здравоохранения, я не считаю необходимым. С ними каждый может ознакомиться, источников, которые помогут это сделать, вполне достаточно. Вы заметили, что сотрудники кафедрального собора находятся в масках. В храм сегодня заходят люди после измерения температуры. Есть в храме и другие нововведения, которые связаны с существующей сегодня ситуацией. Я знаю, какой была реакция на всё это, и постараюсь ответить на те вопросы, которые больше всего людей беспокоят.

В связи с коронавирусной инфекцией мы перенесли на более поздний срок общее соборование, которое принято проводить в дни Великого поста каждую неделю. В связи с этим решением я услышал в свой адрес критику, и я понимаю людей, которые привыкли, что во время Великого поста они могут прийти в храм и поучаствовать в соборовании. Но я хотел бы сказать, что Таинство Соборования не привязано к какому-то определённому времени. Его можно совершать не только в дни Великого поста. В индивидуальном порядке каждый человек может обратиться к священнику и попросить его пособоровать, и священник это сделает в течение всего года, в любой день, а не только в дни Святой Четыредесятницы.

Перенести на более поздний срок — это разумное решение, которое было принято после совета с духовенством. Сейчас нет необходимости собираться вместе большому количеству людей, тем более, собороваться идут в первую очередь те люди, которые чувствуют себя больными. Если мы объявили соборование, мы не можем сказать: «Больные, на соборование не приходите». Это будет противоречие, которое невозможно разрешить ни логически, ни нравственно: как это — соборование есть, а больным на него приходить нельзя? А если это люди, больные коронавирусной инфекцией, то они могут стать причиной того, что заразятся здоровые люди.

Поэтому общее соборование было решено перенести на более поздний срок. Если ситуация к этому времени нормализуется, то оно будет на Страстной седмице. Если нет, мы их можем перенести на Петров или даже на Успенский пост, и такое было в практике Церкви. Ничего нового мы не придумываем, и я не вижу в этом никакой проблемы. Все, кто хочет пособороваться, могут или сделать это в индивидуальном порядке, или дождаться общего соборования, которое обязательно будет, как только это станет возможно.

Что касается целование икон и Креста, помазания святым елеем — нам ведь раньше, не только в период эпидемии, задавали вопросы, как мы к этому относимся. «Это же антисанитария», и прочее, и прочее, и мы привыкли на эти вопросы отвечать. В храм собираются люди верующие, для которых их вера — не пустое место. Мы верим, что через прикосновение к святыне и через участие в таинствах мы преисполняемся Божественной благодати и духовной силы. Эта вера помогает нам не бояться никаких инфекций, когда мы приходим в храм, и даже не думать об этом.

В сегодняшний день, когда мы говорим о том, что можно не целовать икону, можно не целовать крест после службы, а поцеловать свой нательный крестик, можно не помазываться елеем, это не потому, что вера наша куда-то исчезла, а потому, что мы знаем, что церковная община состоит из людей. Есть как те, кому не страшно и у кого крепкая вера, так и те, кому страшно. Это тоже наши люди, и мы ими не пренебрегаем. Принимая любое решение, мы исходим из того, что есть как те, так и другие.

Людям, которые не могут преодолеть в себе этот страх, мы подаём руку помощи и говорим: «Не бойтесь! Вы можете быть христианами, находиться в храме, и если в период эпидемии не будете целовать крест или икону, никто не будет вас обвинять в том, что вы грешники или маловеры. Приходите к Богу, просите Его помощи, милости и благословения, и над вами никто не будет и смеяться, никто вас не будет осуждать». А те люди, у которых вера сильная, должны помнить слова апостола Павла, который говорит: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим. 15:1-2). Должны помнить слова Спасителя, Который сказал когда-то фарисеям, осуждавшим Его за нарушение закона о субботе, что не человек существует для субботы, а суббота придумана для человека (Мк. 2:27). Всё, что существует в храме, существует для того, чтобы укрепить веру человека, помочь ему и привести его к Богу, сделать его сильнее, а не наоборот. И поэтому сильные должны сносить немощи немощных и не осуждать тех, кто по какой-либо причине слаб и не может проявить свою веру.

Существует вопрос: можно ли заразиться в храме каким-нибудь инфекционным заболеванием? Спаситель на вопрос, почему ученики едят немытыми руками, когда-то ответил, что оскверняет человека не то, что входит к нему в уста, а то, что из этих уст выходит (Мф. 15:11). Могут ли в храме к человеку приходить греховные мысли? Может ли человек, который стоит в храме во время богослужения, при этом согрешать осуждением, леностью, блудными мыслями, завистью, гневом, раздражительностью? Ответ все, кто в храме не первый раз, знают. И в храме, бывает, всё это приходит к человеку в душу и сердце, и именно это оскверняет человека. Почему же тогда некоторые люди уверены, что инфекционные болезни в храме передаваться не могут? Такая возможность существует. И только сила нашей веры, которая приводит нас в храм, помогает нам её не бояться.

Мы верим, что в ответ на эту веру Господь сохранит нас от всякого зла невредимыми. Но те, у кого нет этой веры, не приходят в храм, остаются дома. Мы не осуждаем этих людей, не смеёмся над ними. Мы о них молимся. Мы не ищем повода укорить этих людей или превознестись над ними, а понимаем, что вера может человека сохранить от многих напастей, но если её нет, не надо над человеком смеяться и не нужно заставлять его поднимать то, что выше его сил. Господь не раз апостолов упрекал в маловерии, хотя они находились с Ним, видели Его близко, могли прикоснуться к Нему рукой. Когда на море поднялась буря и корабль начал тонуть, их охватила паника и страх. Что Господь сделал? Он упрекнул их, Он сказал: «Вы маловеры». Но он же не выкинул их из лодки, чтобы они утонули!

Если вам не страшно, пожалуйста, приходите в храм, молитесь, но не нужно осуждать тех людей, которым страшно. Не нужно упрекать тех людей, которые пришли в маске или в перчатках, или предпринимают какие-то другие меры безопасности, считая их при этом маловерами, а себя лучше. Само по себе такое настроение уже не христианское и не доброе. Спаситель бы так не поступил.

Если в храме есть люди, которые не могут причаститься из общей лжицы, я готов буду дать им возможность причаститься из одноразовой ложечки, но для этого время ещё не пришло. Я не буду их за это осуждать и не буду над ними смеяться. Священник после причащения заходит в алтарь и потребляет Чашу после того, как всех уже причастил, но мы не можем те требования, которые существуют к священнослужителю, предъявлять к мирянам. Церковь хочет, чтобы все в ней себя чувствовали уютно: и сильные, и слабые, и те, кому хорошо, и те, кому трудно. Те, кому легче, пусть обязательно помогают тем, кому трудно, и не смеются над ними, не осуждают их.

Не пренебрегая всеми теми правилами поведения, которые существуют во время эпидемии, мы, тем не менее, понимаем, что наша жизнь находится во власти Господа, Который привёл нас в этот мир. Без Его воли ни один волос с нашей головы не упадёт. И именно поэтому мы собираемся в храм. Именно поэтому мы участвуем в главном таинстве Церкви, которым всегда была и остаётся Евхаристия — Причащение Тела и Крови Христовых. Именно эта вера помогает нам осознавать, что наша жизнь — это не простая случайность, которая зависит от того, кашлянёт на нас кто-нибудь или нет, а она находится в руках Божиих. И Господь, Который нам эту жизнь дал, Сам определяет, в какое время у нас её забрать.

Эта вера и помогает нам быть сильными. Она помогает нам и укрепляет нас идти по жизни не только при той опасности, которую представляет эпидемия, но и при всех остальных опасностях, которые не раз уже были и которые, скорее всего, ещё будут в жизни каждого из нас. Богослужение в наших храмах не прекращалось в 2014 году, когда были обстрелы, оно будет продолжаться и сейчас — и для верующих людей, и для неверующих, потому что мы молимся в храме во время службы о каждом человеке: и о тех, кто в храме стоит, и о тех, кто в храм по какой-либо причине не пришёл, и о тех, кто ещё находится за оградой церковной.

Неверующие люди нас сегодня упрекают в том, что мы находимся в обществе и можем стать рассадником болезней. Мы хотим им сказать, что для верующих людей общая молитва и участие в Евхаристии — это не участие в массовом мероприятии, как это называют СМИ, а такая же потребность, как для людей неверующих потребность в пище. Но мы просим, чтобы люди, которые чувствуют недомогание, у которых есть высокая температура или другие признаки болезни, даже если это не коронавирусная инфекция, воздержались от посещения храма и побыли дома. Мы просим, чтобы они не приходили туда, где здоровые люди, где старики, которые больше всего страдают сегодня от этой инфекции, потому что результатом такого безответственного, совсем не христианского поведения может стать дальнейшее распространение болезни. Нужно подумать и о врачах, у которых и так будет огромная нагрузка: не предоставлять им лишнюю работу, чтобы они могли свои силы и энергию отдать тем людям, которые больше всего в этом будут нуждаться.

Я призываю членов христианской общины к благоразумному христианскому поведению: не быть распространителями паники, соблюдать все разумные меры предосторожности и, сохраняя веру и надежду на Бога, не делить людей на правильных и неправильных. Сильные, не осуждайте слабых. Слабые, не завидуйте сильным. Нам нужно быть вместе, помогать и поддерживать друг друга — и всегда, прежде чем что-то говорить или выносить какое-то суждение, задавать себе вопрос: а как бы Христос в этой ситуации поступил, что бы Он говорил людям? И стараться в этом свете совершать свои поступки и говорить свои слова.

Это всё обязательно пройдёт. А с нами останется то, как мы себя вели: достойно или недостойно, как верующие люди или наоборот. И дай Бог, чтобы у нас с вами это получилось. Храни вас всех Господь!

Сайт Горловской епархии