top
 
 
 
Святой мученик Конон Исаврийский
День памяти:  Март 5 / Март 18

Святой апостол языков Павел, во время одного из своих благовестнических путешествий, просветил жителей города Исаврии светом истинной веры в Господа нашего Иисуса Христа. В это же время в селении Вифании, находившемся недалеко от города Исаврии, жил человек, по имени Нестор с женою Надою. У них родился сын Конон. Когда отрок вырос, родители задумали его женить и обручили с красивой девушкой Анной.

Но еще незадолго до этого Конону явился Архистратиг Михаил в виде светлого мужа. Научив его истинной вере, Архистратиг повел Конона на реку, крестил его во имя Пресвятой Троицы, причастил Божественных Таин, а затем, осенив его крестным знамением, стал невидим. С того времени отрок исполнился Святого Духа, а Архистратиг Михаил всегда невидимо пребывал с ним. В день брака, жених с невестой, при общем веселии, были отведены в брачный чертог. Здесь Конон покрыл сосудом зажженную свечу и спросил девушку:

— Что лучше тьма или свет?

Она ответила:

— Свет, конечно, лучше тьмы.

Тогда святой Конон стал убеждать невесту сохранить свое девство и чистоту жизни и веровать во Христа, Истинного Бога.

— Это и есть, — говорил он, — свет немерцающий, а плотская жизнь и языческая нечестивая вера — тьма.

Девушка имела доброе сердце, так что семена Слова Божьего упали на хорошую почву, и невеста скоро согласилась во всем со своим женихом. Она уверовала во Христа и дала обет сохранить навсегда свое девство. Так эта святая чета жила в девственной чистоте, как брат с сестрой, или, лучше сказать, как два Ангела Божьи, подобно серафимам, горя любовью к Богу и Ему Единому угождая. Прошло еще немного времени, и блаженному Конону удалось убедить своих родителей оставить идолопоклонство и обратиться ко Христу. Конон крестил отца, мать и невесту, и все они, наставляемые и поучаемые подвижником, угождали Богу.

Отец Конона, блаженный Нестор сподобился и мученического венца. Его убили идолопоклонники за обличение их заблуждений. Спустя немного времени и мать святого, блаженная Нада с миром отошла ко Господу, а за ней и святая дева Анна, обрученница Конона. Всех их святой Конон предал честному погребению в одном месте.

Оставшись одиноким, Конон продолжал жить для Бога, упражняясь в Богомыслии, умерщвляя свое тело постом, трудами и молитвами. За свои подвиги он удостоился благодати Святого Духа, которая, как некое сокровище, долго таилась в нем и обнаружилась уже во время старости святого. Это было так.

В той стране, в пустынном месте, в непроходимых горах была пещера, страшная и темная. В пещере было идольское капище, где стоял громадный каменный идол нечестивого бога Аполлона, которого особенно почитали в исаврийской стране. У исаврян был обычай каждый год собираться там в день празднования Аполлону для жертвоприношения. Когда наступил день этого праздника, и все жители города собрались идти в капище, находившееся в пещере, святой Конон, подвигнутый Духом Божиим, пришел в город. Увидав множество вооруженного народа, на конях, и пеших, как бы приготовившихся на сражение, он громким голосом закричал им:

— Мужи исаврийские, подождите немного, я хочу вам сказать слово. Зачем вы вооружены? Разве на вашу страну напало внезапно неприятельское войско и вызывает вас на битву?

Народ отвечал Конону:

— Нет, но мы идем принести жертву богу Аполлону и совершить ему празднование.

Святой, Конон вновь спросил их:

— Я хочу узнать от вас, кто этот Аполлон, и какова его власть?

Люди отвечали:

— Он наш промыслитель, дарует нам все блага; он укреплял наших отцов, от которых мы и приняли обычай праздновать ему.

Тогда святой, смеясь над ними, предложил им такой вопрос:

— Слышали ли вы когда­нибудь голос или какое­нибудь слово своего бога?

Они отвечали:

­ Нет! Но наши отцы заповедали нам веровать в него.

Святой Конон на это сказал им:

— Ваши отцы, как бессловесные животные, сами находились в прельщении, не ведая Истинного Бога; ибо если бы они знали Его, то не оказывали бы такого почитания глухому, немому и скверному идолу. Дайте мне власть над вашим богом, и я покажу вам, кого вы почитаете, кто сей ваш бог. Если я вымажу его краскою, сможет ли он вымыться? Если разобью его железным молотом, сможет ли он снова оказаться в целости? Если дам ему есть, протянет ли он руку, чтобы взять пищу и начать есть?! Доколе вы будете безумствовать?! Послушайтесь меня, ибо я из вашего же города, но чужд ваших дел; оставьте идолопоклонство, и я научу вас, как надобно почитать Истинного Бога и поклоняться Сидящему в вышних. Сей есть Бог невидимый, но всевидящий, Творец неба и земли и моря, и всего, что в них, Царь крепкий и всемогущий, спасающий рабов Своих и погубляющий Своих врагов, тех, кто покланяется идолам и приносит жертвы бесам. Сей Бог не требует кровавых жертвоприношений, но хочет, дабы приходящие к Нему познавали Его без злобы и лукавства и веровали, что Он есть Истинный Бог, Отец Единородного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, не разлучающегося от Отца, Который чрез Него сотворил веки; с Ними царствует и вечный Дух Святой, от Отца исходящий. Сие три лица по существу Един Бог, попаляющий огнем ненавидящих Его идолослужителей, но любящий любящих Его; милосердию Его нет предела, ибо Он милостив ко всем возлагающим надежду на Heго и с верою призывающим Его.

Народ пришел в волнение от этих речей святого, и среди людей произошел большой шум: одни бросились на святого, чтобы его убить, другие их удерживали, не давая поднять на него рук, ибо желали услыхать еще что­нибудь. Когда волнение несколько утихло, некоторые из народа спросили святого:

— Чем ты можешь убедить нас, что есть Бог выше нашего бога Аполлона, которого мы почитаем более всех других богов? Покажи нам какое­нибудь знамение от твоего Бога, дабы мы уверовали в Heго.

Святой Конон, услыхав, что просят знамения, возложил свое упование на Бога и сказал народу:

— Вот, многие из вас на конях, и не мало пеших людей, молодых и сильных юношей. Пойдемте же все к пещере Аполлона, на место вашего собрания, вы впереди, а я, как старик, буду следовать за вами, и дадим друг другу слово, что кто из нас придет раньше, того Бог велик и истинен, и Ему и подобает веровать. Если одни из вас на конях, другие, сильные и молодые, пешком опередите меня старого и слабого телом и достигнете прежде меня Аполлонова капища, то ваш бог по истине Бог. Если же я, старик, пешком скорее вас приду туда, то мой Бог больше вашего бога и вы должны будете уверовать в Heго.

Все одобрили его речь и согласились на предложенное им условие, говоря между собой:

— Этот старик в четыре дня не сможет дойти туда: путь далек и неудобен, так как тянется среди высоких гор и глубоких долин, покрытых густым кустарником.

После того все поспешили к пещере, — одни надеясь на своих коней, другие — на свои ноги, — а святой Конон пошел за ними, двигаясь с трудом. Дорогой он горячо помолился Богу, и тотчас пред ним предстал святой Архистратиг Михаил, взял его и в одно мгновение перенес на то место, куда все стремились. Людей же спешащих на конях и пешком Архангел невидимою силою привел в смятение, и они блуждали по горам и дебрям, и люди и кони падали с горных высот и разбивались, и весь день и всю ночь они не могли добраться до Аполлоновой пещеры и даже не были уверены, по тому ли пути идут. Утром неожиданно для них вышел им навстречу святой Конон. Увидав его, народ пришел в великое изумление. Святой же, смеясь над ними, спросил:

— Отчего вы не могли придти скорее? Я долго ждал вас и решил идти к вам навстречу.

Люди, сильно измученные, рассказали святому все, что с ними случилось, и умоляли его показать им дорогу к Аполлонову капищу. Тогда святой Конон пошел впереди их и, приведя их к пещере, сказал им:

— Вот, я исполнил свое условие и пришел сюда прежде вас. Теперь вы должны признать, что мой Бог велик, и уверовать в Heго, a вашего бога предайте в мои руки, и я воздам ему за то, что он до сих пор прельщал вас.

Но они кричали святому:

— Нет, не возлагай вины на нашего бога и не мсти ему, так как мы сами виноваты, что замедлили придти. Мы заблудились в пути, и потому не могли исполнить условленного.

Такой ответ сильно разгневал святого, и он сказал им:

— Если вы и теперь не уверовали в моего Бога, а продолжаете верить своему идолу, то исполните ли то, что он сам вам возвестит?

Они все отвечали:

— Если воистину мы услышим голос бога нашего, то немедленно исполним его слово, ибо без сомнения веруем в него.

И снова заключили со святым уговор и дали слово тверже первого, что поверят всему, что скажет их бог. Тогда святой, став пред пещерой, где находилось капище Аполлона, громким голосом воззвал к идолу:

— Идол! тебе говорю: так повелевает Господь мой Иисус Христос, выйди из капища и приди сюда ко мне.

И тотчас бездушный истукан, как живой, закачался, упал со своего места и, катясь по земле, прикатился к святому и, поднявшись с земли, стал пред ним. Народ пришел в сильный ужас и с громкими криками люди устремились в бегство. Святой Конон махал им рукой, уговаривал не бояться и едва остановил их. Успокоив их, он снова обратился к идолу, и все стали внимательно смотреть, что еще произойдет. А святой стал спрашивать идола:

— Скажи нам, бездушный истукан, кто Истинный Бог, ты ли, или проповедуемый мною Господь мой Иисус Христос?

Тотчас каменный идол с трепетом простер свои руки к небу и громко человеческим голосом произнес:

— Един Истинный Бог, проповедуемый тобою Христос.

Сказавши так, идол упал и рассыпался. Видя это чудо, весь народ воскликнул:

— Един Истинный Бог, Бог Конона! Он победил.

И множество народа уверовало во Христа и, разбивши идолов, приняло Святое Крещение. Иные же ожесточенные остались в прежнем неверии и сильно скорбели о гибели Аполлонова идола. Но впоследствии, видя много различных чудес, совершаемых святым Кононом, уверовали во Христа и остальные язычники той земли.

В той же Исаврийской стране, в другой пещере, находившейся также в пустынном месте, обитал страшный бес. Он, как воин или разбойник, нападал на проходивших мимо людей и животных и умерщвлял их. Исавряне приносили ему множество жертв, умоляя его не делать им вреда и не умерщвлять их, но их мольбы не приносили пользы, а служили еще к большей погибели. Тогда собралось множество людей, верующих и язычников, и все они вошли к святому Конону и усердно молили его, чтобы он прогнал беса.

Верующие молили, нисколько не сомневаясь в силе Христовой, содействующей святому Конону, а вот язычники коварно искушали святого Конона, так как думали, что он не сможет изгнать свирепого беса, а напротив бес умертвит его. Святой Конон подошел к самой пещере, где обитал бес, народ же с трепетом стал в отдалении. Повернувшись лицом к пещере, святой именем Христовым повелел нечистому духу выйти из пещеры. Бес изнутри воззвал к святому, прося его, дабы он разрешил ему выйти невидимо, чтобы люди не видели его страшного образа. Но святой с угрозой повелел ему явиться пред всеми. Тогда бес на глазах у всего народа вышел из пещеры, в виде страшной трясущейся женщины. Святой, запретив бесу причинять кому­либо вред, отослал его в геенну. Тотчас бес сделался невидим, а народ воскликнул:

— Велик Бог Конона!

Множество язычников уверовало во Христа. А святой Конон, научив народ вере в Истинного Бога, возвратился в город. Люди сопровождали его с радостным пением; святой сам начинал пение, а народ подпевал, прославляя Христа Истинного Бога. Вскоре святой Конон поселился в своем селе, в доме отца, совершая чудеса, исцеляя болезни с верой приходящих к нему и изгоняя бесов, над которыми дана была ему от Бога власть.

Один из знатнейших жителей Исаврии был ограблен; воры украли у него много золота. Многих обвинили в этом воровстве и предали мучениям: невинных держали в оковах и в темницах, но золото не находилось. Тогда к святому Конону пришел тот, у кого украли, и родственники невинно наказанных, и, припадая к ногам подвижника, молили, чтобы он просил Бога помочь найти украденное золото. Святой, сожалея об оклеветанных и страдающих невинно, согласился исполнить просьбу граждан. Он отправился в город. Здесь, став на площади, он поднял к небу свои руки и усердно молился Богу, до тех пор, пока Господь не открыл ему, где спрятано украденное золото. Затем Конон пошел с людьми за город и, пройдя довольно большое расстояние по пустыне, подошел к одному камню. Под камнем оказалось скрытое ворами золото; святой велел пришедшим с ним взять золото и отнести его в город. Весь Исаврийский народ сильно удивлялся и прославлял Бога. Когда же тот, у кого было украдено золото, пожелал узнать, кто были воры и вопросил о сем Конона, то святой ответил ему:

— Возьми свое золото, и будь доволен тем, что оно возвращено тебе без ущерба, томящихся же в заключении освободи.

Тот так и поступил. Слух об этом чуде прошел по всей стране, многие обратились к Богу, и день от дня росла и умножалась Христова Церковь.

Спустя некоторое время, святой Конон, пребывая в своем доме в безмолвии, увидел множество бесов, ополчившихся на него. Все бесы, жившие на острове и изгнанные из людей и из идольских капищ, вооружились против святого. Увидав бесов, святой именем Иисусовым связал их, так что они не могли двигаться. Тогда бесы стали молить Конона, чтобы он не посылал их в бездну. За это они обещали выполнить все, что он повелит. Святой, запретив им делать вред людям, послал их на различные работы: одним велел копать в огородах землю и вырывать плохие травы, терновники, крапиву, другим вспахивать нивы и сеять на них, иным стеречь плоды, кому­то пасти стада и охранять их от зверей, кому­то колоть дрова и носить воду, а также исполнять всякую домашнюю работу. Бесы, как рабы и пленники, служили блаженному Конону до тех пор, пока ему было угодно, исполняя с усердием всякое указанное им дело, ибо связанные непобедимою силою Божией, они были порабощены Божьим угодником.

Случилось, что ночью на дом святого напали разбойники, надеясь найти у него богатую добычу, так как он был известен в той стране.

Связав святого, разбойники хотели пытками заставить его указать место, где у него спрятано золото. Они уже начали его мучить, как вдруг, по повелению Божьему, явились служащие святому бесы, схватили разбойников и немилосердно били их; потом развели огонь в печи и стали опалять их тела, а святого освободили из уз. Конон, смилостивившись над разбойниками, запретил бесам, и те прекратили истязания. По молитве святого, разбойники пришли в себя, и блаженный отпустил их с миром, дав им заповедь оставить свои разбои. Бесы не только освободили святого Конона от разбойников, но по Божиему произволению даже оберегали честь его имени. Ибо если кто­либо из неверующих исаврян дерзал хулить Конона, тотчас на таковых невидимо нападали бесы, и били, так что имя Конона для всех стало предметом почитания и страха. Однажды двое идолопоклонников вспомнили о Кононе и стали поносить его дурными словами. Тотчас же на них напали бесы, били их, протащили по дороге за волосы и повергли хулителей к ногам святого. После того у всех неверующих страх пред Кононом был настолько силен, что они не дерзали даже помыслить что­нибудь худое про святого. Однажды какой­то человек проник в сад Конона с намерением украсть яблоки. Но невидимые стражи схватили его, избили и вместе с ослом и мешком, наполненным плодами, привели к святому. Святой дал ему наставление и, заповедав более не красть, отпустил с миром.

Одна бедная вдова, во время жатвы, пришла на поле и ходила за жнецами, подбирая оставшиеся колосья. На руках у нее был малолетний сын. Вдруг выбежал из леса волк, выхватил ребенка из рук матери и унес его. Народ погнался за ним, но догнать волка и освободить дитя из его пасти не мог. Огорченная женщина пришла к святому чудотворцу Конону, плакала и, припадая к ногам его, поведала ему свое горе. Он тотчас дал повеление своим невидимым рабам и те в одно мгновение схватили волка, державшего ребенка в зубах, и поставили пред святым. Святой возвратил матери сына живым и невредимым, а волку велел уйти в свое место.

He все бесы были, однако, связаны словом святого; некоторые из них начали наводить на жителей той страны различные болезни, в частности оспу. Святой помолился Богу и тотчас получил власть и над этими бесами. Он запретил им строить эти козни, одних прогнал в пустыню, других отослал в бездну, а иных связал и заключил в тридцати залитых оловом глиняных горшках, и, запечатлев их крестным знамением, зарыл в землю под своим домом.

В то время настало гонение на христиан, и в Исаврию прибыл с царским указом воевода, по имени Магдон. Военачальник, прежде всего, замучил до смерти святого Онисия в селе Усорове. Потом был взят и святой Конон. Его подвергли многим и жестоким мучениям, принуждая принести жертву идолам. Исавряне, услыхав, что воевода предал мукам святого Конона, собрались с оружием и отправились к селению Усорову, чтобы умертвить воеводу. Узнав об их намерении, воевода со своими слугами сел на коней и бежал из пределов той страны. Исавряне гнались за ним, но не могли догнать его. Найдя святого мученика Конона связанным и покрытого ранами по всему телу и окровавленного, они развязали его и плакали о нем. Отирая его кровь, они мазали ею свои тела, желая получить освящение от крови святого, и с умилением лобызали язвы, принятые им за Христа. Святой мученик сильно скорбел и болел душою, что ему не дали пострадать до конца, ибо он желал умереть в мучениях за Христа. После этого верующие отвели святого в его отеческий дом, в селе Вифании, и приложили все заботы, чтобы излечить его раны. Через два года после страданий, святой Конон преставился к Богу. Жители всей Исаврийской страны собрались и плакали о святом. Его погребли вместе с блаженными родителями и невестою, до конца жизни сохранившею свое девство. После погребения святого Конона Исавряне задумали обратить дом мученика в церковь. Когда начали рыть землю для фундамента, то нашли в земле тридцать глиняных сосудов, в коих святой Конон заключил бесов. He зная, что находится в тех сосудах, но предполагая скрытое в них золото или серебро, нашедшие обрадовались и разбили один сосуд. Тотчас вышли из него бесы в виде густого и смрадного дыма и, помрачив воздух, произвели страшный вихрь. Все люди пришли в ужас, — некоторые попадали от страха, а некоторые бежали оттуда. Бесы же летали по воздуху и, производя большой шум, призывали друг друга по именам. Все в том селении пришли в сильный ужас, так что никто не осмеливался после солнечного заката выходить из своего дома, так как ночью являлись многие бесовские страшилища, и пугали людей и животных, — что на время было допущено Богом в наказание сребролюбивым людям, ожидавшим найти в сосудах сокровище. По молитвам святого Конона, были прогнаны бесовские привидения. Прочие двадцать девять сосудов, заключавшие в себе бесов, были зарыты под церковью святого Конона.

Тропарь:

Яко девственника предивна и мученика непоколебима, блаженнаго страдальца, на бесы власть приемшаго, Конона песньми восхвалим и к нему возопиим: моли Христа Бога, да спасет души наша.