Головне меню
Соціальні мережі
Святой мученик Конон Исаврийский |
День памяти: Март 5 / Март 18 Святой апостол языков Павел, во время одного из своих благовестнических путешествий, просветил жителей города Исаврии светом истинной веры в Господа нашего Иисуса Христа. В это же время в селении Вифании, находившемся недалеко от города Исаврии, жил человек, по имени Нестор с женою Надою. У них родился сын Конон. Когда отрок вырос, родители задумали его женить и обручили с красивой девушкой Анной. Но еще незадолго до этого Конону явился Архистратиг Михаил в виде светлого мужа. Научив его истинной вере, Архистратиг повел Конона на реку, крестил его во имя Пресвятой Троицы, причастил Божественных Таин, а затем, осенив его крестным знамением, стал невидим. С того времени отрок исполнился Святого Духа, а Архистратиг Михаил всегда невидимо пребывал с ним. В день брака, жених с невестой, при общем веселии, были отведены в брачный чертог. Здесь Конон покрыл сосудом зажженную свечу и спросил девушку: — Что лучше тьма или свет? Она ответила: — Свет, конечно, лучше тьмы. Тогда святой Конон стал убеждать невесту сохранить свое девство и чистоту жизни и веровать во Христа, Истинного Бога. — Это и есть, — говорил он, — свет немерцающий, а плотская жизнь и языческая нечестивая вера — тьма. Девушка имела доброе сердце, так что семена Слова Божьего упали на хорошую почву, и невеста скоро согласилась во всем со своим женихом. Она уверовала во Христа и дала обет сохранить навсегда свое девство. Так эта святая чета жила в девственной чистоте, как брат с сестрой, или, лучше сказать, как два Ангела Божьи, подобно серафимам, горя любовью к Богу и Ему Единому угождая. Прошло еще немного времени, и блаженному Конону удалось убедить своих родителей оставить идолопоклонство и обратиться ко Христу. Конон крестил отца, мать и невесту, и все они, наставляемые и поучаемые подвижником, угождали Богу. Отец Конона, блаженный Нестор сподобился и мученического венца. Его убили идолопоклонники за обличение их заблуждений. Спустя немного времени и мать святого, блаженная Нада с миром отошла ко Господу, а за ней и святая дева Анна, обрученница Конона. Всех их святой Конон предал честному погребению в одном месте. Оставшись одиноким, Конон продолжал жить для Бога, упражняясь в Богомыслии, умерщвляя свое тело постом, трудами и молитвами. За свои подвиги он удостоился благодати Святого Духа, которая, как некое сокровище, долго таилась в нем и обнаружилась уже во время старости святого. Это было так. В той стране, в пустынном месте, в непроходимых горах была пещера, страшная и темная. В пещере было идольское капище, где стоял громадный каменный идол нечестивого бога Аполлона, которого особенно почитали в исаврийской стране. У исаврян был обычай каждый год собираться там в день празднования Аполлону для жертвоприношения. Когда наступил день этого праздника, и все жители города собрались идти в капище, находившееся в пещере, святой Конон, подвигнутый Духом Божиим, пришел в город. Увидав множество вооруженного народа, на конях, и пеших, как бы приготовившихся на сражение, он громким голосом закричал им: — Мужи исаврийские, подождите немного, я хочу вам сказать слово. Зачем вы вооружены? Разве на вашу страну напало внезапно неприятельское войско и вызывает вас на битву? Народ отвечал Конону: — Нет, но мы идем принести жертву богу Аполлону и совершить ему празднование. Святой, Конон вновь спросил их: — Я хочу узнать от вас, кто этот Аполлон, и какова его власть? Люди отвечали: — Он наш промыслитель, дарует нам все блага; он укреплял наших отцов, от которых мы и приняли обычай праздновать ему. Тогда святой, смеясь над ними, предложил им такой вопрос: — Слышали ли вы когданибудь голос или какоенибудь слово своего бога? Они отвечали: Нет! Но наши отцы заповедали нам веровать в него. Святой Конон на это сказал им: — Ваши отцы, как бессловесные животные, сами находились в прельщении, не ведая Истинного Бога; ибо если бы они знали Его, то не оказывали бы такого почитания глухому, немому и скверному идолу. Дайте мне власть над вашим богом, и я покажу вам, кого вы почитаете, кто сей ваш бог. Если я вымажу его краскою, сможет ли он вымыться? Если разобью его железным молотом, сможет ли он снова оказаться в целости? Если дам ему есть, протянет ли он руку, чтобы взять пищу и начать есть?! Доколе вы будете безумствовать?! Послушайтесь меня, ибо я из вашего же города, но чужд ваших дел; оставьте идолопоклонство, и я научу вас, как надобно почитать Истинного Бога и поклоняться Сидящему в вышних. Сей есть Бог невидимый, но всевидящий, Творец неба и земли и моря, и всего, что в них, Царь крепкий и всемогущий, спасающий рабов Своих и погубляющий Своих врагов, тех, кто покланяется идолам и приносит жертвы бесам. Сей Бог не требует кровавых жертвоприношений, но хочет, дабы приходящие к Нему познавали Его без злобы и лукавства и веровали, что Он есть Истинный Бог, Отец Единородного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, не разлучающегося от Отца, Который чрез Него сотворил веки; с Ними царствует и вечный Дух Святой, от Отца исходящий. Сие три лица по существу Един Бог, попаляющий огнем ненавидящих Его идолослужителей, но любящий любящих Его; милосердию Его нет предела, ибо Он милостив ко всем возлагающим надежду на Heго и с верою призывающим Его. Народ пришел в волнение от этих речей святого, и среди людей произошел большой шум: одни бросились на святого, чтобы его убить, другие их удерживали, не давая поднять на него рук, ибо желали услыхать еще чтонибудь. Когда волнение несколько утихло, некоторые из народа спросили святого: — Чем ты можешь убедить нас, что есть Бог выше нашего бога Аполлона, которого мы почитаем более всех других богов? Покажи нам какоенибудь знамение от твоего Бога, дабы мы уверовали в Heго. Святой Конон, услыхав, что просят знамения, возложил свое упование на Бога и сказал народу: — Вот, многие из вас на конях, и не мало пеших людей, молодых и сильных юношей. Пойдемте же все к пещере Аполлона, на место вашего собрания, вы впереди, а я, как старик, буду следовать за вами, и дадим друг другу слово, что кто из нас придет раньше, того Бог велик и истинен, и Ему и подобает веровать. Если одни из вас на конях, другие, сильные и молодые, пешком опередите меня старого и слабого телом и достигнете прежде меня Аполлонова капища, то ваш бог по истине Бог. Если же я, старик, пешком скорее вас приду туда, то мой Бог больше вашего бога и вы должны будете уверовать в Heго. Все одобрили его речь и согласились на предложенное им условие, говоря между собой: — Этот старик в четыре дня не сможет дойти туда: путь далек и неудобен, так как тянется среди высоких гор и глубоких долин, покрытых густым кустарником. После того все поспешили к пещере, — одни надеясь на своих коней, другие — на свои ноги, — а святой Конон пошел за ними, двигаясь с трудом. Дорогой он горячо помолился Богу, и тотчас пред ним предстал святой Архистратиг Михаил, взял его и в одно мгновение перенес на то место, куда все стремились. Людей же спешащих на конях и пешком Архангел невидимою силою привел в смятение, и они блуждали по горам и дебрям, и люди и кони падали с горных высот и разбивались, и весь день и всю ночь они не могли добраться до Аполлоновой пещеры и даже не были уверены, по тому ли пути идут. Утром неожиданно для них вышел им навстречу святой Конон. Увидав его, народ пришел в великое изумление. Святой же, смеясь над ними, спросил: — Отчего вы не могли придти скорее? Я долго ждал вас и решил идти к вам навстречу. Люди, сильно измученные, рассказали святому все, что с ними случилось, и умоляли его показать им дорогу к Аполлонову капищу. Тогда святой Конон пошел впереди их и, приведя их к пещере, сказал им: — Вот, я исполнил свое условие и пришел сюда прежде вас. Теперь вы должны признать, что мой Бог велик, и уверовать в Heго, a вашего бога предайте в мои руки, и я воздам ему за то, что он до сих пор прельщал вас. Но они кричали святому: — Нет, не возлагай вины на нашего бога и не мсти ему, так как мы сами виноваты, что замедлили придти. Мы заблудились в пути, и потому не могли исполнить условленного. Такой ответ сильно разгневал святого, и он сказал им: — Если вы и теперь не уверовали в моего Бога, а продолжаете верить своему идолу, то исполните ли то, что он сам вам возвестит? Они все отвечали: — Если воистину мы услышим голос бога нашего, то немедленно исполним его слово, ибо без сомнения веруем в него. И снова заключили со святым уговор и дали слово тверже первого, что поверят всему, что скажет их бог. Тогда святой, став пред пещерой, где находилось капище Аполлона, громким голосом воззвал к идолу: — Идол! тебе говорю: так повелевает Господь мой Иисус Христос, выйди из капища и приди сюда ко мне. И тотчас бездушный истукан, как живой, закачался, упал со своего места и, катясь по земле, прикатился к святому и, поднявшись с земли, стал пред ним. Народ пришел в сильный ужас и с громкими криками люди устремились в бегство. Святой Конон махал им рукой, уговаривал не бояться и едва остановил их. Успокоив их, он снова обратился к идолу, и все стали внимательно смотреть, что еще произойдет. А святой стал спрашивать идола: — Скажи нам, бездушный истукан, кто Истинный Бог, ты ли, или проповедуемый мною Господь мой Иисус Христос? Тотчас каменный идол с трепетом простер свои руки к небу и громко человеческим голосом произнес: — Един Истинный Бог, проповедуемый тобою Христос. Сказавши так, идол упал и рассыпался. Видя это чудо, весь народ воскликнул: — Един Истинный Бог, Бог Конона! Он победил. И множество народа уверовало во Христа и, разбивши идолов, приняло Святое Крещение. Иные же ожесточенные остались в прежнем неверии и сильно скорбели о гибели Аполлонова идола. Но впоследствии, видя много различных чудес, совершаемых святым Кононом, уверовали во Христа и остальные язычники той земли. В той же Исаврийской стране, в другой пещере, находившейся также в пустынном месте, обитал страшный бес. Он, как воин или разбойник, нападал на проходивших мимо людей и животных и умерщвлял их. Исавряне приносили ему множество жертв, умоляя его не делать им вреда и не умерщвлять их, но их мольбы не приносили пользы, а служили еще к большей погибели. Тогда собралось множество людей, верующих и язычников, и все они вошли к святому Конону и усердно молили его, чтобы он прогнал беса. Верующие молили, нисколько не сомневаясь в силе Христовой, содействующей святому Конону, а вот язычники коварно искушали святого Конона, так как думали, что он не сможет изгнать свирепого беса, а напротив бес умертвит его. Святой Конон подошел к самой пещере, где обитал бес, народ же с трепетом стал в отдалении. Повернувшись лицом к пещере, святой именем Христовым повелел нечистому духу выйти из пещеры. Бес изнутри воззвал к святому, прося его, дабы он разрешил ему выйти невидимо, чтобы люди не видели его страшного образа. Но святой с угрозой повелел ему явиться пред всеми. Тогда бес на глазах у всего народа вышел из пещеры, в виде страшной трясущейся женщины. Святой, запретив бесу причинять комулибо вред, отослал его в геенну. Тотчас бес сделался невидим, а народ воскликнул: — Велик Бог Конона! Множество язычников уверовало во Христа. А святой Конон, научив народ вере в Истинного Бога, возвратился в город. Люди сопровождали его с радостным пением; святой сам начинал пение, а народ подпевал, прославляя Христа Истинного Бога. Вскоре святой Конон поселился в своем селе, в доме отца, совершая чудеса, исцеляя болезни с верой приходящих к нему и изгоняя бесов, над которыми дана была ему от Бога власть. Один из знатнейших жителей Исаврии был ограблен; воры украли у него много золота. Многих обвинили в этом воровстве и предали мучениям: невинных держали в оковах и в темницах, но золото не находилось. Тогда к святому Конону пришел тот, у кого украли, и родственники невинно наказанных, и, припадая к ногам подвижника, молили, чтобы он просил Бога помочь найти украденное золото. Святой, сожалея об оклеветанных и страдающих невинно, согласился исполнить просьбу граждан. Он отправился в город. Здесь, став на площади, он поднял к небу свои руки и усердно молился Богу, до тех пор, пока Господь не открыл ему, где спрятано украденное золото. Затем Конон пошел с людьми за город и, пройдя довольно большое расстояние по пустыне, подошел к одному камню. Под камнем оказалось скрытое ворами золото; святой велел пришедшим с ним взять золото и отнести его в город. Весь Исаврийский народ сильно удивлялся и прославлял Бога. Когда же тот, у кого было украдено золото, пожелал узнать, кто были воры и вопросил о сем Конона, то святой ответил ему: — Возьми свое золото, и будь доволен тем, что оно возвращено тебе без ущерба, томящихся же в заключении освободи. Тот так и поступил. Слух об этом чуде прошел по всей стране, многие обратились к Богу, и день от дня росла и умножалась Христова Церковь. Спустя некоторое время, святой Конон, пребывая в своем доме в безмолвии, увидел множество бесов, ополчившихся на него. Все бесы, жившие на острове и изгнанные из людей и из идольских капищ, вооружились против святого. Увидав бесов, святой именем Иисусовым связал их, так что они не могли двигаться. Тогда бесы стали молить Конона, чтобы он не посылал их в бездну. За это они обещали выполнить все, что он повелит. Святой, запретив им делать вред людям, послал их на различные работы: одним велел копать в огородах землю и вырывать плохие травы, терновники, крапиву, другим вспахивать нивы и сеять на них, иным стеречь плоды, комуто пасти стада и охранять их от зверей, комуто колоть дрова и носить воду, а также исполнять всякую домашнюю работу. Бесы, как рабы и пленники, служили блаженному Конону до тех пор, пока ему было угодно, исполняя с усердием всякое указанное им дело, ибо связанные непобедимою силою Божией, они были порабощены Божьим угодником. Случилось, что ночью на дом святого напали разбойники, надеясь найти у него богатую добычу, так как он был известен в той стране. Связав святого, разбойники хотели пытками заставить его указать место, где у него спрятано золото. Они уже начали его мучить, как вдруг, по повелению Божьему, явились служащие святому бесы, схватили разбойников и немилосердно били их; потом развели огонь в печи и стали опалять их тела, а святого освободили из уз. Конон, смилостивившись над разбойниками, запретил бесам, и те прекратили истязания. По молитве святого, разбойники пришли в себя, и блаженный отпустил их с миром, дав им заповедь оставить свои разбои. Бесы не только освободили святого Конона от разбойников, но по Божиему произволению даже оберегали честь его имени. Ибо если ктолибо из неверующих исаврян дерзал хулить Конона, тотчас на таковых невидимо нападали бесы, и били, так что имя Конона для всех стало предметом почитания и страха. Однажды двое идолопоклонников вспомнили о Кононе и стали поносить его дурными словами. Тотчас же на них напали бесы, били их, протащили по дороге за волосы и повергли хулителей к ногам святого. После того у всех неверующих страх пред Кононом был настолько силен, что они не дерзали даже помыслить чтонибудь худое про святого. Однажды какойто человек проник в сад Конона с намерением украсть яблоки. Но невидимые стражи схватили его, избили и вместе с ослом и мешком, наполненным плодами, привели к святому. Святой дал ему наставление и, заповедав более не красть, отпустил с миром. Одна бедная вдова, во время жатвы, пришла на поле и ходила за жнецами, подбирая оставшиеся колосья. На руках у нее был малолетний сын. Вдруг выбежал из леса волк, выхватил ребенка из рук матери и унес его. Народ погнался за ним, но догнать волка и освободить дитя из его пасти не мог. Огорченная женщина пришла к святому чудотворцу Конону, плакала и, припадая к ногам его, поведала ему свое горе. Он тотчас дал повеление своим невидимым рабам и те в одно мгновение схватили волка, державшего ребенка в зубах, и поставили пред святым. Святой возвратил матери сына живым и невредимым, а волку велел уйти в свое место. He все бесы были, однако, связаны словом святого; некоторые из них начали наводить на жителей той страны различные болезни, в частности оспу. Святой помолился Богу и тотчас получил власть и над этими бесами. Он запретил им строить эти козни, одних прогнал в пустыню, других отослал в бездну, а иных связал и заключил в тридцати залитых оловом глиняных горшках, и, запечатлев их крестным знамением, зарыл в землю под своим домом. В то время настало гонение на христиан, и в Исаврию прибыл с царским указом воевода, по имени Магдон. Военачальник, прежде всего, замучил до смерти святого Онисия в селе Усорове. Потом был взят и святой Конон. Его подвергли многим и жестоким мучениям, принуждая принести жертву идолам. Исавряне, услыхав, что воевода предал мукам святого Конона, собрались с оружием и отправились к селению Усорову, чтобы умертвить воеводу. Узнав об их намерении, воевода со своими слугами сел на коней и бежал из пределов той страны. Исавряне гнались за ним, но не могли догнать его. Найдя святого мученика Конона связанным и покрытого ранами по всему телу и окровавленного, они развязали его и плакали о нем. Отирая его кровь, они мазали ею свои тела, желая получить освящение от крови святого, и с умилением лобызали язвы, принятые им за Христа. Святой мученик сильно скорбел и болел душою, что ему не дали пострадать до конца, ибо он желал умереть в мучениях за Христа. После этого верующие отвели святого в его отеческий дом, в селе Вифании, и приложили все заботы, чтобы излечить его раны. Через два года после страданий, святой Конон преставился к Богу. Жители всей Исаврийской страны собрались и плакали о святом. Его погребли вместе с блаженными родителями и невестою, до конца жизни сохранившею свое девство. После погребения святого Конона Исавряне задумали обратить дом мученика в церковь. Когда начали рыть землю для фундамента, то нашли в земле тридцать глиняных сосудов, в коих святой Конон заключил бесов. He зная, что находится в тех сосудах, но предполагая скрытое в них золото или серебро, нашедшие обрадовались и разбили один сосуд. Тотчас вышли из него бесы в виде густого и смрадного дыма и, помрачив воздух, произвели страшный вихрь. Все люди пришли в ужас, — некоторые попадали от страха, а некоторые бежали оттуда. Бесы же летали по воздуху и, производя большой шум, призывали друг друга по именам. Все в том селении пришли в сильный ужас, так что никто не осмеливался после солнечного заката выходить из своего дома, так как ночью являлись многие бесовские страшилища, и пугали людей и животных, — что на время было допущено Богом в наказание сребролюбивым людям, ожидавшим найти в сосудах сокровище. По молитвам святого Конона, были прогнаны бесовские привидения. Прочие двадцать девять сосудов, заключавшие в себе бесов, были зарыты под церковью святого Конона. Тропарь:
Яко девственника предивна и мученика непоколебима, блаженнаго страдальца, на бесы власть приемшаго, Конона песньми восхвалим и к нему возопиим: моли Христа Бога, да спасет души наша. |