top
 
 
 

Соціальні мережі


Календар новин

< вересня 2010 >
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ НД
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

Лічильники

Опыт душепопечения психических больных на приходе

«Психически больной человек не потерян для Церкви». Архиерейский Собор 2000г.

Окормление психических больных на приходе имеет свои особенности. В докладе использован конкретный опыт душепопечения психических больных священниками и психиаторами в приходе Св. вмч. и цел. Пантелеимона-на-ручье и обществе православных врачей Санкт-Петербурга.

В настоящее время по опыту приходов г.С-Пе- тербурга в обычных городских храмах среди прихожан бывает от 10 до 50 % психически больных людей. Количество психически больных людей на приходах достаточно велико и это бросается в глаза священнослужителям. Следует понимать чем это обусловлено. Многие люди сегодня приходят в храм вследствие жизненных драм и кризисных личностных ситуаций: в результате разводов, супружеских измен, предательства дома или на работе, смерти близких родственников или детей, жизненной безысходности. Например, мама пришла в храм после того как ее сын выбросился из окна больницы с 9 этажа, написав «прости мама- больше нет сил». Сын закончил институт с красным дипломом, работал в прокуратуре, испытывал постоянные стрессы иумственно-фи- зические перегрузки, духовной опоры в жизни не имел. После смерти сына у мамы развилось острое реактивное состояние с которым она пришла в церковь.

Другой пример. Женщина, мать двоих детей, забеременела третьим ребенком. Муж заявил, что если она не сделает аборт, он выгонит ее из дома. В церковь обратилась в состоянии сильной депрессии. После беседы со священником успокоилась, приняла решение о сохранении ребенка и действительно была выставлена мужем на улицу, будучи беременной и с двумя детьми. В течение года скиталась по знакомым. Как тут сохранить свое психическое здоровье?

Сегодня во многих частных фирмах не соблюдается принцип нормированного рабочего дня. В погоне за прибылью сотрудников нагружают работой, не учитывая необходимость их физического и душевного восстановления. Сотрудники таких учреждений постоянно находятся в состоянии стресса потери работы и неустроенности личной жизни, Будучи неверующими людьми многие не видят выхода из этих беспросветных ситуаций, срываются, заболевают психически и потеряв работу приходят в храм за помощью: как построить свою дальнейшую жизнь.

Увлеченность современными оккультными практиками приводит к психическим заболеваниям либо самих адептов, либо членов их семей. К сожалению, в церковь обращаются тогда, когда человек уже неизлечимо болен и имеет инвалидность по психиатрии. На вопрос родственников «что же нам теперь делать?» в таких случаях священнику трудно бывает ответить утешительно.

Мама имеет двух взрослых дочерей. Одна из дочерей стала ходить на сеансы экстрасенсов и практиковать оккультные знания. Вскоре, через три месяца занятий развилась шизофрения, ушла из института с третьего курса получив инвалидность второй группы по психиатрии. До этого была круглой отличницей.

Психические заболевания развиваются также у людей верующих и воцерковленных вследствие сознательного нарушения ими заповедей Божиих и сознательного совершения грехов. Такие психические расстройства относятся к Божиим попущениям.

Пример. Воцерковленная девушка полюбила молодого человека и стала с ним сожительствовать, т.е. жить в блуде. При этом она периодически причащалась Св. Христовых Тайн. Священник наложил на нее прещение и запретил причащаться. Тяжело заболев и осознав свой грех девушка просила исповедать и причастить ее. Пообещала священнику больше не блудить. Через несколько дней после причасти я поступила по скорой помощи в психиатрический стационар в состоянии шизофрении , беспрестанно повторяя: «я не могу совершить грех, но я его люблю, как мне быть?».

Другой пример. Во время божественной литургии в прошлом году пожилая прихожанка вошла в алтарь церкви и была поймана в двух метрах от престола. Имели место полная потеря ориентировки в месте и окружающих событиях, помрачение сознания, заторможенность. После выяснения обстоятельств оказалось, что эта женщина регулярно подавала на проскомидию записки, в которые вписывала родственников, ушедших в секты и отрекшихся от Христа. После изъятия записок из свечного ларька психическое состояние восстановилось.

Нередко развитие психического заболевания или изменненого сознания является для нас, священников, индикатором , свидетельством того, что прихожанин совершает неправильные церковные действия: не вычитывает правила перед причастием, живет в блуде, читает или использует оккультную литературу, причащается без подготовки и не натощак, берет на себя непосильное молитвенное правило или чрезмерный пост без благословения священника или совершает запрещенные православной церковью молитвы воображательного типа и т.д. Если в этот момент не разобраться и не привести все в должное соответствие вскоре возможно манифестное психическое заболевание.

Условно психических больных на приходе можно подразделить на следующие группы.

По степени постоянства пребывания в приходе

■    - постоянные прихожане храма, имеющие психические заболевания
■    - церковнослужащие и рабочие, имеющие психические отклонения, не препятствующие выполнению трудовых обязанностей
■    - прихожане храма, приобретшие заболеванияза время воцерковления и пребывания в храме
■    - новоначальные прихожане, имеющие психические расстройства и состоящие на учете в ПНД

По форме сочетаности психического заболевания

1.    - психическое заболевание, имеющее чисто медицинскую природу
2.    - психическое заболевание, развившееся в результате оккультного поражения
3.    - психическое заболевание, развившееся в результате пребывания в секте, нарко-, алкоголе-, киберзависимостей
4.    - психическое расстройство, явившееся результатом ошибок в духовной жизни и впадения в «прелесть», т.е. имеющее чисто духовную природу.

К каждой из вышеперечисленных групп осуществляется специфический подход.

В приходах конкретная нозологическая форма как правило не имеет принципиального значения Священнослужителя интересует в первую очередь наличие или отсутствие видений и голосов и их характер - насколько он соответствует характеру демонического воздействия на человека, а также наличие суицидных помыслов и их частота. Все это выясняется во время исповеди больного. Тема пастырской психиатрии рассматривалась в нескольких церковных изданиях - архимандритом Кип- рианом Керном и игуменом Евмением.

В современных приходах большое количество прихожан имеют те или иные психические расстройства. Для успешной реабилитации психических больных на приходе или поддержания устойчивой ремиссии заболевания существуют различные формы церковного душепопечения.

- прежде всего участие в церковной жизни и основных таинствах церкви - исповеди и причастии Св.Христовых Тайн
- объединение в церковно-приходские братства для взаимной поддержки, чтения молитв по соглашению, молебнов, акафистов, совместных паломничеств в святые места
-  совместный труд на благо Церкви, конкретного прихода - уборка храма, территории, благоустройство загородных реабилитационных центров, несение разовых послушаний
-  получение специализированной психиатрической и медицинской помощи в епархиальных отделах и православных душепопечительских центрах.
   
ДПЦ при «Обществе православных врачей СПб им. Свт. Луки (Войно-Ясенецкого), был организован в 2000г. В ДПЦ православные священники и врачи совместно участвуют в лечении духа, души и тела больных на единой мировоззренческой основе. В основе лечебного процесса лежит понимание того, что вне Церкви и церковной жизни достичь основной цели лечения во всей полноте невозможно. В этом свете основная цель лечения - продолжение жизни человека для покаяния.

Одно из направлений в деятельности ДПЦ - оказание специализированной, организованной на благотворительной основе, психологической, психиатрической и психотерапевтической помощи в рамках амбулаторного консультативного приёма в кабинете ДПЦ, консультативного приёма по месту штатной работы, консультаций по телефону и в исключительных случаях - посещений болящих на дому.

Так, за 2007г. была оказана помощь 325 психически больным пациентам, из них 223-м больным на приёме, проведена 101 телефонная консультация, 3 пациента посещены на дому. А всего с 2002г. психиатрами, психотерапевтами и психологами ДПЦ была оказана помощь 1717 пациентам.

Всех пациентов можно разделить на условные диагностические группы:

  Оккультные поражения
  Оккультные поражения + психические заболевания
  Психические заболевания и др.
  
Всего в ДПЦ на данный момент работают 4 психиатра, в т.ч. 1- детский, 1 психотерапевт, 4 психолога, в т.ч. 1- детский.

Основными принципами работы православного психиатра, психотерапевта в ДПЦ являются:

Исповедание Православия и привнесение его духовной чистоты в лечебный процесс. Врач, соприкасаясь с душой своего подопечного, должен иметь чувство благоговения, ибо каждый человек обладатель величайшего дара Божьего - святыни души, которая есть образ и подобие Творца.
Базирование на святоотеческом наследии.
Исключение из лечебной работы методов, связанных с насилием над личностью, ложью, лицедейством.
Неприятие оккультно-мистических модификаций, механистических психотехник (типа программирования, кодирования и прочих), низводящих богоподобную сущность человека до уровня машины.
Обучение пациентов специальным навыкам в аспектах самопознания, духовного совершенствования и нравственного воспитания. Задачей врача ДПЦ является не только лечебно-консультативная помощь, но и реабилитация лиц с проблемами в психической сфере, а также тех пациентов, которые пострадали от оккультизма (целителей, колдунов, экстрасенсов и т.п.). Поэтому врачи в беседах с пациентами, помимо профессиональных рекомендаций, стараются привести больного к правильному осмыслению болезни, побудить его к активной работе по выявлению причин заболевания, в основе которого, как правило, лежит греховное начало, повреждающее и тело и душу человека; показать необходимость осознанного очищение через покаяние, путём Исповеди и Причастия святых Христовых Таин. Беседы коррекционного направления осуществляются при непременном тесном взаимодействии со священнослужителями православных храмов.

В процессе общения с пациентами можно отметить следующее: как сам больной, так и его родственники активно ищут контакта с православным врачом, т.е. верующий человек предпочитает обратиться со своими проблемами к верующему врачу, испытывая к нему, по понятным причинам, большее доверие. Целью обращения является уточнение диагноза, удостоверение в правильности рекомендованного лечения, в уточнении и корректировке назначенных доз. Иногда самым важным для пациента оказывается возможность выговориться, рассказать о своих переживаниях, ощущениях, настроении. Зачастую на беседу с пациентом у православного психиатра в ДПЦ уходит до 2-х часов. Нередко больные начинают вспоминать свою жизнь, эпизоды из детства, юности, кажущиеся для них значимыми; рассказывают о взаимоотношениях в семье, пытаются самостоятельно найти в своих прошлых поступках корни нынешних недугов. Делясь своими переживаниями, больные как бы «раскладывают по полочкам», систематизируют события своей далеко не безупречной жизни и к концу беседы нередко приходят к пониманию необходимости упорядочить свою жизнь, обещают выполнять предписания врача и наставления священнослужителя. Постепенно больной начинает испытывать ощущение сопереживания, понимания, участия и готовность врача бескорыстно помочь ему, в связи с чем снижается уровень тревожности, ослабевает чувство одиночества, беспомощности, укрепляется доверие к врачу, возникает стремление к последующим контактам.

« Б-ной К., 38л., архитектор, женат, имеет дочь. Работая в строительной фирме, перестал справляться с проф. обязанностями, был уволен без выходного пособия. Оказавшись в стрессовой ситуации, самостоятельно справиться с ней не смог: был возбуждён, гневлив. Гнев сменился неверием в собственные силы, отчаянием. Появилось желание отомстить начальнику, готов был к неадекватным действиям. Наблюдаясь в ПНД, получал фармакотерапию, стал испытывать потребность в контакте с православным врачом. Обратился в ДПЦ.

При проведении консультации подробно рассказал о своих переживаниях и получив рекомендации продолжать назначенное врачом ПНД лечение, посещать храм, богослужения, исповедоваться, причащаться - пациент уже во время беседы постепенно успокоился, почувствовал себя увереннее. Мысли о мести оценил как греховные. В скором времени устроился на новое место работы по специальности, выполняет (не без усилий), предъявляемые требования. Периодически посещает как своего лечащего врача в ПНД, так и психиатра в ДПЦ».

В подобных случаях православный врач оказывается в деликатной ситуации,ибо в его задачу входит корректировка отношения пациента со своим светским коллегой (врач ПНД) - без применения медикаментозных средств ослабить настороженность и недоверие б-го; не высказывая сомнения в установленном диагнозе или назначенном лечении, мягко, с корректной настойчивостью объяснить роль лечащего врача, необходимость постоянно наблюдаться у него и вместе с ним, как с заслуживающим доверие профессионалом, решать медицинские и некоторые соц. вопросы (назначение инвалидности, опеки, рекомендации о смене работы и т.д.)

Оказывая консультативную помощь больному, врач, в свою очередь, ощущает необходимость целостного рассмотрения различных психических проявлений у человека во всей полноте и естественном, органичном сочетании его духовного и психофизического бытия. Т.е. перед врачом встаёт задача уточнить, что в переживаниях больного является проявлением нарушения мозговой деятельности, поражения «естества» и требует медикаментозного лечения; и что в его страданиях имеет непосредственно духовную причину и следовательно, требует духовного врачевания.

Известно, что нарушения при так называемой «пограничной патологии» являются следствием личностного склада пациентов и в большинстве своём определяются духовными причинами.

Анализируя динамику посещений нужно заметить, что в первые годы работы ДПЦ наиболее многочисленную группу составляли пациенты с оккультными поражениями. Активная работа по реабилитации этой группы привела к значительному улучшению (в 80% случаев) психического состояния пациентов а, следовательно и к снижению числа посещений психиатра.

В последние годы растёт число посещений больных с психическими расстройствами. Большая часть этой группы состоит на учёте в ПНД, периодически лечится в стационаре, принимает (нерегулярно) психотропные препараты.

Но даже у этих больных с выраженной психопатологической симптоматикой по мере воцерков- ления (не всегда успешного) можно отметить пе

риоды улучшения в психическом статусе: снижение степени эмоционального напряжения, внутренней агрессивности, возбудимости, уменьшение чувства страха, тревоги, навязчивостей, наплыва галлюцинаторных переживаний. Больные сами отмечают улучшение своего состояния после принятия ими Святого Причастия, даже если это улучшение кратковременное. Благотворное влияние молитвы отмечено многими верующими больными. Молитва не только смягчает больного, позволяет проводить с ним коррекционные беседы, но иногда освобождает от тяжёлых психических переживаний:

«Б-ной Р., 43 л., в течение ряда лет страдает тяжёлым психическим расстройством, постоянно принимает поддерживающие дозы нейролептиков. К своему состоянию относится с частичной критикой. Периодически испытывает приступы слуховых псевдогаллюцинаций императивного характера. Во время одного такого, особенно мучительного, приступа бросился на колени перед образом Спаса Нерукотворного и в течение 2-х часов непрестанно произносил Иису- сову молитву. Галлюцинации прекратились!!!»

При наличии в статусе больного суицидальных мыслей, реализация таковых у верующих осуществляется значительно реже, чем у больного, не нашедшего ещё дорогу к Храму. Воцерковлённый депрессивный больной обычно говорит: «Мне тяжело, нет желания жить, но я никогда не наложу на себя руки - это непростительный грех».

Регулярное посещение храма, Частое Причащение Святых Христовых Таин смягчает течение

психического заболевания, снимает агрессию, стимулирует компенсаторные возможности человека и зачастую позволяет снизить дозы принимаемых психотропных препаратов.

В завершение хочется уделить внимание вопросу безопасности врача при работе с оккультно- поражёнными пациентами. Исходя из личного опыта приёма подобных больных хочется сказать, что сам неоднократно во время беседы с ними испытывал такие симптомы, как внезапную слабость, головокружение, приступы сильной головной боли, тошноты. Приходилось немедленно прекращать приём, просить пациента выйти из кабинета, самому прибегать к молитве и принятию святой воды. Поэтому сосуд со святой водой обязательно должен присутствовать в кабинете у врача, также как и иконы. Подобные ситуации возникали с пациентами, чей анамнез был отягощён длительным пребыванием в сектах, многократным посещением экстрасенсов, всевозможных целителей, магов и чародеев с участием в различных обрядах и ритуалах, а также самих занимавшихся оккультными техниками.

В заключении следует отметить, что к глубокому сожалению сегодня в церковь люди приходят не по доброй воле познания Бога, а в основном для решения выхода из кризисных жизненных ситуаций, в том числе связанных с развитием психического заболевания у себя или близких родственников. Количество психически больных прихожан в последнее время имеет тенденцию к дальнейшему увеличению.

Председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга, профессор, доктор медицинских наук, кандидат богословия, настоятель храма святого великомученика и целителя Пантелеимона протоиерей Сергий ФИЛИМОНОВ; врач-психиатр А.А. ВАГАНОВ; к.м.н., врач-психотерапевт НИИ им. Бехтерева М.Ю. МЕЛИК-ПАРСАДАНОВ; к.м.н, детский психиатр Н.Е. МАРЦИНКЕВИЧ; врач-психиатр И.П. ОЗЕРНАЯ