top
 
 
 
Медицина и Православие: соприкосновение в веках
О том, что медицина в нашей стране, так или иначе, соприкасалась и взаимодействовала с Православной Церковью, сейчас знают уже многие врачи. Но вот что именно об этом знаем мы, выпускники медицинских институтов? Кто-то из нас вспомнит больницы при монастырях, другой отметит вклад общин сестер милосердия в становление профессиональной сестринской помощи. Попробуем систематизировать наши знания.


В результате такой систематизации мы можем выделить следующие периоды взаимодействия между медициной и Церковью в нашей стране: 1) монастырский период (со второй половины XI в. до 1844 г.), 2) период общин сестер милосердия (с 1844 г. до 1917 г.), 3) советский период (с 1917 г. до 1988 г.), 4) период разнообразия форм взаимодействия (с 1988 г. до настоящего времени).

Итак, монастырская медицина - это первый шаг на пути рука об руку медицины и Православия. Лечебная работа осуществлялась некоторыми из монахов посредством того, что сегодня мы назвали бы амбулаторным приемом. Кроме того, монастыри создавали приюты для больных и беспомощных - что-то вроде больниц в нашем понимании.

Конечно, можно спорить, были ли эти приюты и больницы прообразами действительно медицинских или только социальных учреждений. Но все же не подлежит сомнению, что люди -нищие, бесприютные, увечные - не просто находили в монастырях кров и стол, но и получали медицинскую помощь. В научной историко-медицинской литературе упоминаются следующие монастыри, где монахи занимались лечебной работой: Киево-Пе- черский, Ферапонтов, Успенский горний девичий, Троице-Сергиев, Корнилиев, Печерский (в Пскове), Новоспасский, Ново-Девичий, Ново-Иерусалимский, Пафнутиево-Боровский, Кирилло-Бело- зерский. Наиболее известны в этом отношении Киево-Печерский монастырь (Лавра) и Троице- Сергиев монастырь (Лавра) не только в связи с их размером, духовной значимостью и славой их основателей, но и благодаря масштабам лечебной деятельности.

Окончание периода монастырской медицины в XIX веке связано с возникновением нового явления во взаимодействии системы здравоохранения с Церковью, а именно общин сестер милосердия.

Как следует из правил для сестер милосердия, сестрами милосердия могли стать женщины всех христианских вероисповеданий, умевшие читать и писать по-русски, в возрасте от 20 до 45 лет, физически и психически здоровые. Их нравственное наставление в период обучения и дальнейшей работы, а также «приучение их к религиозно-нравственному попечению о больных и раненых воинах» было поручено православным священникам. Обучение сестер продолжалось обычно около двух лет.

Деятельность общин была высокоорганизованной и тщательно регламентированной. За последнюю четверть XIX в. было опубликовано несколько вариантов правил, инструкций для сестер милосердия, а также много уставов отдельных общин. Сохранились подробнейшие отчеты о деятельности общин.

В связи с возникновением в России сестер милосердия появилась новая для нашей страны социальная роль. Аналогом этой роли в древней Церкви были диаконисы, в западной Церкви - сестры милосердия, возникшие там в XVII в. Сердобольные вдовы, которые работали в российских больницах с начала XIX в., были явлением гораздо менее распространенным и потому менее влиятельным в отношении всей медицинской жизни того времени. Их роль сводилась, в основном, к обязанностям сиделок.

Для медицины роль сестры милосердия была прообразом роли медицинской сестры. Во многом они схожи: та же медицинская работа, те же белые одежды. Вот только религиозное наполнение жизни среднего медицинского персонала советская медицина допустить не могла.

Сестер милосердия к концу XIX в. было уже много - десятки тысяч. Но нужно признать, что не все они принадлежали в это время к православным общинам. Уже разворачивало свою работу Российское общество Красного Креста, у этого общества было множество своих сестер милосердия. Хотя оно ориентировалось в своей деятельности на христианские ценности, все же это общество не было подотчетно церковному начальству.

Еще не будем забывать, что в период общин сестер милосердия были и другие формы сотрудничества системы здравоохранения и Церкви. Например, по-прежнему развивались больницы при монастырях, процветала приходская благотворительность (например, общества трезвости). Во время военных действий на Дальнем Востоке священники были привлечены в состав персонала госпиталей. Впрочем, конечно, ведущее место в этот период взаимодействия медицины и Православия принадлежало общинам сестер милосердия.

Но грянул 1917 год. С приходом советской власти существенные перемены коснулись жизни и Церкви, и системы здравоохранения. Значимой вехой в истории Церкви явился декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», опубликованный в 1918 г. Последовавшие за этим трагические события - репрессии духовенства и мирян - в наши дни общеизвестны.

Видимое, внешнее взаимодействие между медициной и религией в этот период не было возможно. Хотя, наверно, какое-то внутреннее, сокрытое от глаз посторонних сотрудничество (выражаясь научным языком - внутренний аспект взаимодействия двух социальных институтов) все же было: священников приглашали в больницу причастить верующего больного, делали это втайне, и священник приходил в палату, скорее всего в гражданской одежде...

Перелом в отношениях двух социальных институтов легко проследить по публикациям в медицинских периодических изданиях. Уже с 1988 г., когда страна отмечала 1000-летие крещения Руси, появились первые статьи, в которых взаимодействие медицины с Церковью расценивалось как положительное явление, необходимое медицинской общественности и больным. Именно 1988 год можно считать рубежом, с которого взаимодействие между медициной и Церковью стало развиваться в современном его виде.

Первая половина 1990-х годов характеризовалась лавинообразным увеличением масштабов этого социального процесса. Священников повсеместно приглашали в больницы, открывались храмы и часовни при больницах. Почти все крупные московские сестричества милосердия были образованы в период с 1991 по 1995 гг. Это движение шло на фоне возвращения российского населения в Церковь, на фоне многообразных реформ общества. Оно развивалось повсеместно, но несколько хаотично, еще не подкрепляясь договоренностями на уровне руководящих инстанций.

В конце 1980-х - начале 1990-х гг. сформировалось новое для постсоветского времени распределение социальных ролей в области взаимоотношений между системой здравоохранения и Церковью. Священники и сестры милосердия появились в больничных палатах, а больные и персонал ЛПУ - в больничных храмах.

В 1996 г. было подписано первое Соглашение между Минздравом России и Московской Патриархией. Соглашения 2003 и 2005 гг. подтвердило намерение дальнейшего сотрудничества.

Нынешний период отношений между медициной и Церковью характеризуется настоящей свободой: можно делать все, что соответствует интересам обеих сторон. Больничные храмы и часовни, сестричества и группы милосердия, благотворительные фонды, медико-просветительские организации, центры духовной помощи наркоманам и алкоголикам - вот далеко не полный перечень форм сотрудничества.

Будем надеяться, что нынешняя ситуация свободы сотрудничества медицины и Церкви сохранится надолго, лучше сказать - навсегда. Если так, то у современных православных врачей дел хватит на всю жизнь. И, слава Богу!

Доктормедицинских наук, заведующая медицинским сектором

Отдела по церковной благотворительности и социальному

служению Московского Патриархата А. Е ЧЕРКАСОВА